ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

Первобытные верования

Еще в доисторические времена у людей существовали религиозные верования. Они называются «первобытные верования» (в значении «первоначальные, самые ранние»). Большинство из этих верований были основаны на представлении о том, что мир полон духов. От них возникли верования некоторых народов и племен, которые придерживаются их и поныне, теперь их называют «местные верования». В данной статье, когда встречаются эти термины, надо всегда понимать, какая между ними связь, что фактически это одно и то же. Местные верования и есть, по сути, первобытные верования, дошедшие в той или иной форме мифов и преданий до наших дней.

Местные верования. Многообразие и влияние

Многообразие местных верований объясняется тем, что в каждой стране есть свои особенности, накладывающие отпечаток на религию. Местные верования, как и первобытные верования, естественно, в очень давние времена не записывались, а передавались из поколения в поколение в мифах и рассказах.

Им нередко угрожает опасность от общества – некоторые из них полностью уничтожены, другие изменились, подверглись влиянию других вероучений. Так, на Кубе в результате слияния традиционных верований африканского народа с католичеством – появилась секта Сантерия.

В свою очередь местные верования оказывают влияние на главную религию страны. Так, в Африке не только христианство и ислам воздействуют на религиозные представления ее населения, но и наоборот.

Первобытные верования. Африка

Сейчас господствующими религиями в Африке являются христианство и ислам. В то же время местные верования продолжают сохранять свое значение.  У каждого африканского народа своя собственная система первобытных верований, отличная от других. Общим для африканских народов является представление о высшем существе, создавшем мир. Зло нередко считается созданием духа-трикстера (плута) или человека, злоупотребившего своей силой. 

Важную роль в местных верованиях африканских народов играют ритуалы. Они нередко включают жертвоприношения одному из духов, чтобы вызвать его расположение и получить помощь. Одна из причин того, что жертвы приносят чаще второстепенным божествам, а не верховному Богу, состоит в убеждении, что верховный Бог и так владеет всем, что есть в мире.

Йоруба

Многие народы верят, что кроме верховного божества есть другие духи, которые помогают людям. Народ йоруба (в Нигерии и Бенине) называет этих духов ориша. В пантеоне йоруба 401 ориша, каждый из которых имеет свою собственную функцию.

Бог — это большое око. Он видит все в этом мифе.

Суданская пословица
Первобытные верования. Музыканты йоруба, Нигерия, штат Квара
Музыканты йоруба, Нигерия, штат Квара

Важнейшей частью культа многих местных верований является танец. Танцующие обычно надевают маску и костюм и изображают какое-нибудь божество. Танцующие одеваются так, как они представляют себе одеяния низших божеств, а которых они призывают вселиться в их тела.

Бог подобен богачу. Ты приближаешься к нему через слуг.

Пословица народа игбо

Мифологическая система племени догонов

Догоны из Мали (Западная Африка) имеют одну из наиболее сложных мифологических систем. Каждая деревня рассматривается этим народом как живое существо, лежащее с севера на юг, с кузницей у головы и кладбищем в ногах, потому что творец Амма создал мир из глины в форме женщины, лежащей навзничь. Хижина Хогона, вождя, служит моделью вселенной. Его сумка – это «сумка мира», а посох – «ось мира». Каждая деталь костюма вождя соотносится с костюмом бога-творца Аммы, его сыновей-близнецов Номмо, или мировым яйцом, из которого возник космос. Духовная жизнь догонов необычайно богатая и напряженная, она так тесно переплетена с миром мифов, что вся их жизнь — это настоящая, живая легенда.

Первобытные верования. Африка
Догон в ритуальной маске
Догон в ритуальной маске

Вуду

Название религии вуду (или воду) происходит от слова, обозначающего «бог», «дух». Это вероучение возникло в результате слияния местных верований негров-рабов, преимущественно из народа йоруба, привезённых на острова Гаити, с католичеством французских колонистов. В 1987 году вуду была признана национальной религией Гаити.

Все последователи вуду верят в верховное божество, но каждая секта поклоняется различным духам, называемым лоа. Чтобы их умилостивить, проводятся особые ритуалы. Возглавляют церемонии жрецы, которыми могут быть как мужчины, так и женщины.

Посреди вудуистских храмов расположен столб, по которому во время службы якобы спускаются к  людям. Вероучение вуду не имеет ничего общего с гаитянскими колдунами, которых часто показывают во многих фильмах.

Первобытные верования. Африка. Алтарь вуду
Алтарь вуду

Бушмены

В Южной Африке мифология бушменов повествует о деяниях людей-животных первозданных времен. Такие сказания обожествляют ландшафт и все живое в его пределах.

Первобытные верования. Австралия

Нигде обожествление ландшафта и всего живого не проявляется так сильно, как в Австралии, где каждая черточка местности свидетельствует о присутствии духов предков из Времени Сновидений, то есть из первозданных времен. Все легенды воспевают Время Сновидений и по-прежнему живую Австралию, чье сердце — это гигантский песчаниковый монолит Улуру́ .

Улуру́ 

Жители священных мест, например, Улуру, строят дома, где хранится магическая энергия. Она подобна жизненной силе, называемой «джанг», которую пополняют особыми ритуалами. Туземцы верят, что Улуру был сделан во Время Сновидений двумя мальчиками, возившимися в грязи после дождя. Это случилось на месте великой битвы той же легендарной эпохи, когда сразились два войска человекозмей – кунья и лиру.

Считается, о что коренное население Австралии, или аборигены («первоначальные»), населяет этот континент более 50 000 лет. 

Сновидение

Главная религия австралийских аборигенов называется Сновидение. Они верят, что одним из выражений Сновидений была эпоха в начале творения, называемая «время Сновидения», когда землю населяли огромные существа-духи. Они могли принимать облик разных живых существ (кенгуру, человека и др.), но обычно представлялись в виде гигантских змей. Двигаясь по земле, духи создавали природу, отдавая для этого даже части своего тела. Так, из их глаз возникли источники, а из хвостов – деревья.

Аборигены верят, что эти божества создали все живое, включая человека, а также души тех людей, которые родятся в будущем.В конце концов божества приняли вид животных, звезд и холмов. Поэтому между людьми, животными и землей ощущается тесная связь.

Путник, троп нет. Тропы создаются хождением.

Пословица австралийских аборигенов

Сновидение представляется также местом нахождения духов. Совершая ритуалы в местах (скалы, деревья ит. п.), посвященных божествам, аборигены надеются получить возможность попасть в мир духов.

Первобытные верования. Австралия, Байаме, бог-творец и небесный отец в мифологии ряда племён юго-восточной Австралии, Национальный парк Ку-ринг-кай Чейз
Байаме, бог-творец и небесный отец в мифологии ряда племён юго-восточной Австралии, Национальный парк Ку-ринг-кай Чейз

Священные места, называемые «места Сновидения», очень важны для аборигенов. Они верят, что человек, родившийся вблизи такого места, становится человеческим воплощением его духа.

В пещерах скалы Эйерс-Рок (или Улуру — на языке аборигенов) на протяжении столетии аборигены совершали свои ритуалы. Их стены покрыты рисунками с изображением «времени Сновидения».

Святой народ

Святой народ каранджи, по представлениям аборигенов, может непосредственно общаться с «миром Сновидения» и с населяющими его духами. Люди из этого племени иногда привязывают к своим лодыжкам перья в знак того, что они могут летать  в мир духов. Каранджи — единственный народ, создающий новые танцы и мифы о Сновидении.

Историческое изображение женщин и детей аборигенов Австралии, Малога, Новый Южный Уэльс, около 1900 года (в европейской одежде)
Историческое изображение женщин и детей аборигенов Австралии, 
Малога, Новый Южный Уэльс, около 1900 года (в европейской одежде)

Мифы о Сновидении

Вера в Сновидение поддерживается благодаря мифам, передающимся устно от поколения к поколению. Произведения искусства нередко служат иллюстрацией мифов. Рассказывание мифов обычно сопровождается игрой на музыкальных инструментах вроде палочек-хлопушек.

В некоторых мифах говорится о том, как возникла природа, и весьма точно описывается та или иная местность. Когда-то такие словесные карты в мифах разных племен сливались в единую карту, охватывавшую всю Австралию. Однако сейчас всего 1,5 процента населения Австралии считают себя аборигенами. При этом связи между многими племенами разорваны, а первобытные верования и знания утрачены.

Первобытные верования. Острова Тихого океана

Тихий океан – самая большая часть Мирового океана – занимает около одной пятой части земного шара. Считается, что в нем по меньшей мере 20 000 островов. Все острова разделяются на три группы:

  • Меланезию
  • Полинезию
  • Микронезию

Основной религией тихоокеанских островов является христианство, но в то же время отдельные народы продолжают исповедовать свои первобытные, традиционные верования.

Мифы маори о сотворении мира

У жителей островов есть различные мифы о сотворении мира. Так, по представлениям народа маори в Новой Зеландии, вселенная не была создана, она существовала всегда и не имеет ни начала, ни конца.

В мифах разных тихоокеанских народов есть один общий герой — Мауи, но в одних из них он выступает как трикстер (плут), а в других — как добрый дух. Люди верили, что Мауи создал острова Тихого океана, вытащив их с морского дна, и дал людям огонь.

У народа маори первобытные верования очень важны, и в них огромное значение имеет культ предков. В их честь устанавливают резные деревянные статуи.

Мауи ловит солнце , рисунок пером и тушью Армана Манукяна, около 1927 г., Академия художеств Гонолулу.
Мауи ловит солнце , рисунок пером и тушью Армана Манукяна, около 1927 г., Академия художеств Гонолулу.

Священная сила мана

У многих народов Меланезии и Полинезии есть понятие маны — священной силы, присутствующей во всем живом и неживом. Мана особенно велика у так называемых важных людей, например вождей племен. Еще недавно им запрещалось ходить по земле, потому что их мана столь сильна, что каждый клочок земли, которого они коснулись, становится священным.

Законы общин

Чтобы община не потеряла ману, люди следуют строгим правилам поведения, которые включают запрещение входить и впускать кого-либо в священные места, так как это может разрушить их ману. Традиционным наказанием за нарушение правил, например, прикосновение к голове вождя, была смерть.

Большинство верующих ограничиваются знанием и соблюдением правил и ритуалов, которые называются табу. Это слово впоследствии было заимствовано европейскими языками. Избранные верующие хранят первобытные верования и знают о своей религии намного больше благодаря изучению мифов.

Накорми человека рыбой, и он будет жить изо дня в день. Научи его ловить рыбу, и он будет жить вечно.

Пословица народа маори

Первобытные верования. Северная Америка

Коренное население Америки жило племенами, история которых насчитывает по меньшей мере 30 000 лет. Первобытные верования различных племен заметно отличаются друг от друга, но общей их чертой является тесная связь с природой. Это отразилось во многих представлениях и ритуалах.

Послы чероки, заключившие в 1762 году мир с Великобританией. Худ. Джошуа Рейнольдс
Послы чероки, заключившие в 1762 году мир с Великобританией. Худ. Джошуа Рейнольдс

Обращайся с землей бережно: её тебе дали не родители, её дали тебе взаймы твои дети. Мы не наследуем землю от предков, мы одалживаем её у наших потомков.

Индейская пословица 

Качина

Вызвать дождь на юго-западе Северной Америки могут только духи качина. Эти духи представлены на специальных церемониях танцорами в масках, которые созывают духов предков облаков и просят их прийти и принести дождь.

Первобытные верования. Северная Америка. Рисунок, изображающий кукол-качина, из книги 1894 г. по антропологии.
Рисунок, изображающий кукол-качина, из книги 1894 г. по антропологии.

Духи народа вишра

Земли народа вишра из низовий реки Колумбии в штатах Орегон и Вашингтон (США) сторожит большая голова, вырезанная из огромного куска вулканической скалы. Это Цагиглалал — богиня, наблюдающая за всеми, кто проходит мимо. Во времена творения мира, прежде чем появился бог Койот и установил новые порядки, она повелевала всеми, кто жил в том краю. Но Койот превратился в камень и велел охранять вишра.

Трубка мира

Церемония, общая для всех северо-американских племен, заключается в совместном курении трубки. Считается, что этот ритуал связывает жителей земного мира с миром духов. Ниже объясняются причины такого представления.

Для курения используют табак. Пока он растет, его корни уходят глубоко в землю, что связывает его с земным миром. Когда же табак горит, то дым от него поднимается высоко в небо, связывая его с миром духов. Трубка, таким образом, связывает Небо и Землю – два мира. Поэтому к ней относятся с большим почтением.

Гарри Бен курит трубку с индейцами племени Черноногих
Гарри Бен курит трубку с индейцами племени Черноногих

Обряд очищения

Для некоторых племен, в частности для индейцев Плато, большое значение имеет церемония очищения. На самом деле это не просто омовение тела, а духовное очищение, ведущее к новому рождению. Ритуал совершается внутри и снаружи вигвама — круглой хижины, сделанной из ветвей, но детали обряда могут быть разными у различных племен, хотя есть и некоторые общие черты.

Перед главной церемонией совершается ритуальное окуривание. Дым от тлеющих трав (шалфея и зубровки) должен распространиться от сердца по направлению к голове и выше. Тем самым получают благословение растений и заменяют в человеке (или племени) вредную энергию положительной.

Внутри вигвама

Ритуал обычно совершает шаман, который, как считается, обеспечивает связь земного мира с миром духов. В ямку в полу вигвама кладут камни, предварительно нагретые в костре на улице. Вигвам снаружи покрывают шерстяными одеялами или плотной тканью, чтобы сохранить жар от камней и закрыть доступ к свету.

В начале церемонии камни посыпают шалфеем, чтобы освободить вигвам от вредной энергии. Зубровку кладут на раскаленные камни, Это помогает вызвать добрых духов и донести до них молитвы. Другие моменты этой церемонии:

  • На раскаленные камни льют воду, в результате чего темный вигвам заполняется паром.
  • Люди возносят молитвы и хвалу духам, просят просветить их и поют священные песни.

Только после того как срублено последнее дерево. Только после того как отрвлена тим последняя река. Только после того как поймана последняя рыба. Только тогда ты обнаружишь что деньги нельзя есть.

Пророчество племени кри
Окипа — церемония инициации молодых манданов. Художник — Джордж Кэтлин, около 1832 г.
Окипа — церемония инициации молодых манданов. Художник — Джордж Кэтлин, около 1832 г.

Первобытные верования. Южная Америка

Многие народы Южной Америки до сих пор живут в тропических лесах и горных районах, практически ни с кем не вступают в контакт и придерживаются своих традиционных первобытных верований. Для них очень важны их отношения с природой. Чтобы убедиться в том, что гармония природных процессов не нарушена, совершаются многочисленные ритуалы и церемонии.

Многие из этих народов считают шаманство, или шаманизм, неотъемлемой частью своей жизни. Примерно четвертая часть мужчин племени уичоли в Мексике считается шаманами, а другие называют себя знахарями.

Племя варрау

У народа варрау (или варао) в Венесуэле есть три типа шаманов. Одни из них, висирату, особыми обрядами исцеляют от болезней, При этом они используют священный инструмент хебу матаро — большой полый плод, наполненный галькой. Варрау верят, что стук камней это голос помогающего духа.

Семья варрау в каноэ
Семья варрау в каноэ

Повседневная жизнь племени варао из Венесуэлы тесно связана с преданиями, так как их каноэ считаются вместилищем духа Дуарани — матери леса. Когда мастер собирается срубить дерево, чтобы изготовить лодку, он должен получить согласие женского духа дерева на то, чтобы его срубили. Затем мастер должен защитить дух дерева священными песнями от волшебного ягуара, приходящего в ночи. Иначе зверь будет терзать девушку-дерево, чьё тело «съедено» топором человека.

Мир духов яномама

Представление о том, что земной мир — лишь часть большого мира духов, есть у многих племен. Так, народы яномама, живущие в тропических лесах Бразилии, верят, что с миром духову них такие же отношения, как друг с другом. 

Убивая животных на охоте или срывая плоды в садах, яномама думают, что выгоняют духов из растений и животных, а те мстят им за это, нападая на них во сне и насылая болезни. Они верят, что охраняться от нападений им помогают песни и танцы шаманов, которые просят о помощи добрых духов.

Религии Севера

Буряты

Шаманизм тоже относится к тому, что называют первобытные верования. Шаманы играют важную роль в верованиях народов Сибири и Аляски. Буряты различают два типа шаманов: «белые» шаманы общаются с богами, «черные» — вызывают духов. Считается, что шаман может превратиться в птицу или животное, и это помогает им перемещаться в мир духов. Подробнее о шаманизме читайте в нашей статье «Шаманизм».

Эскимосы

Эскимосы Аляски верят, что в мире множество духов. Главным их божеством является Седна. Ее представляют в виде старой женщины, живущей на дне моря и повелевающей морскими животными. Когда она гневается, то не дает людям охотиться на тюленей. Если же Седна довольна людьми, она щедро снабжает их продуктами моря. Считается, что шаманы могут умилостивить божество.

Эскимосы. Фото 1894г.
Эскимосы. Фото 1894г.

Мифы народа тикигак

В мифах народа тикигак, живущего на мысе Надежды, на Аляске, было три главные темы: 

  • люди
  • земля
  • киты

От охоты на китов зависело выживание человека. Сам полуостров Тикигак представлялся китом, которого загарпунил бог Ворон во времена творения мира и превратил в землю. Это предание имело большое значение для народа и культуры тикигак. Когда мужчины охотились на китов, они отчасти повторяли то же, что делал Ворон. В это время женщины, остававшиеся в жилищах — иглу, изображали душу кита. Когда добычу вытаскивали на сушу, жена самого удачливого охотника выходила на берег, чтобы пригласить мертвого кита в свою семью. Каждый год череда священных ритуалов заканчивалась весной крупной охотой на китов.

Передняя, или Юго-Западная Азия

Месопотамия

В Месопотамии богов призывали подтвердить царские земельные дарения. Знаки божественных свидетельств были запечатлены на верхушках кудурру, пограничных камней. Они и их копии стояли и на самой земле, и в храмах. Текст на таких памятниках призывал проклятие богов на тех, кто нарушит соглашение.

Хеттский бог плодородия

Мифы о хеттском боге плодородия Телепинусе рассказывают, как однажды он исчез от ярости: он так сердито надел обувь не на ту ногу, что земля перестала давать урожай. И лишь ежегодные ритуалы, совершаемые людьми, способны вернуть Телепинуса, а с ним и земное плодородие.

error: Content is protected !!