Верхоспасский Собор или собор Спаса Нерукотворного Образа

Верхоспасский собор

В настоящее время, когда упоминают Верхоспасский собор, имеют в виду комплекс церквей Теремного дворца.

Теремной дворец

Теремной дворец был выстроен в северной части Государева двора в Кремле по заказу царя Михаила Федоровича (1635-1636 гг.). Здание было возведено на подклетах ХV века и включало в себя сохранившиеся постройки прежних времен. С восточной стороны дворца сложилась группа домовых храмов. Наиболее ранняя среди них, церковь Святой Екатерины (1627 год; приход цариц и царевен), сразу же вошла в состав ансамбля.

Вид на Теремной дворец, изображение 1797 года
Вид на Теремной дворец, изображение 1797 года

Верхоспасский собор, или собор Спаса Нерукотворного

Одновременно со строительством теремных помещений над Малой золотой, или Царицыной, палатой возвели собор Спаса Нерукотворного образа (собственно это и есть Верхоспасский собор) с северным Иоанновским приделом как главный домовый храм царя. Этот храм принято еще называть «Спас за золотой решеткой», так как лестница, ведущая к нему с Боярской площадки, перекрыта решеткой чудной старинной работы. 

Вид на Верхоспасский собор и теремные церкви. Северный фасад. ЛитографСеверный фасад.  Литография середины XIX века
Вид на Верхоспасский собор и теремные церкви. Северный фасад. Северный фасад.  Литография середины XIX века
Решётка Теремного дворца от Верхоспасской церкви. Иллюстрация Фёдора Солнцева (между 1846 и 1853 годом).
Решётка Теремного дворца от Верхоспасской церкви. Иллюстрация Фёдора Солнцева (между 1846 и 1853 годом).
Собор Спаса Нерукотворного Образа, или Верхоспасский собор. Слева фотография Николая Найдёнова 1883 год. Справа - фото конца 20 века
Собор Спаса Нерукотворного Образа, или Верхоспасский собор. Слева фотография Николая Найдёнова 1883 год. Справа – фото конца 20 века

Храм Воскресения Словущего и храм Распятия Христа

Позже, в 1650-е годы, церковь Екатерины и Иоанновский придел были надстроены, в результате чего появились два новых храма: Воскресения Словущего и Распятия.

Церковь Воскресения Словущего. Иконостас

В связи с очередной перестройкой в начале 1680-х годов все дворцовые храмы получили общее завершение. Появилось впечатление цельного объема, увенчанного одиннадцатью главами. Главы расположены на едином прямоугольном постаменте следующим образом: три высокие — по центральной оси крыши, восемь малых — вдоль западного и восточного фасадов по четыре с каждой стороны. Зрительно они группируются в традиционные пятиглавия.

Купола теремных церквей
Купола теремных церквей

Одиннадцатиглавие

Одиннадцатиглавие, установленное в начале 1680-к годов на плоской кровле Верхоспасского собора, — явление для русской архитектуры уникальное. Оригинальность такого решения вызвана необходимостью соединить в один блок три теремные церкви: 

  • Спаса Нерукотворного
  • Воскресения Словущего
  • Распятия

Эти постройки примыкали к Теремному дворцу на уровне его третьего яруса. Возведенный единый постамент с одиннадцатью главами подчеркивал монолитность объема нового здания. Этой же задаче отвечал богатый изразцовый декор: широкий многоцветный фриз опоясывал стены поверху, основание постамента также украшали изразцы, вставленные в ширинки, отчего оно смотрелось как декоративный пояс. Ряды золотых куполов, поднятые на стройных барабанах, уравнивали образную выразительность культового сооружения с красочной архитектурой высокого терема. Цилиндрические формы барабанов облачены в многоцветные изразцовые «рубашки». В круглых картушах в свое время были вставки из медных досок с изображением святых. Изысканный рисунок растительного орнамента плотно заполняет все поле этих сложных по конфигурации и крупных по размеру изразцовых изделий. 

«Каменных дел мастера» – строители Верхоспасского собора

Из документов того времени известно, что Верхоспасский собор строили русские «каменных дел мастера»

  • Бажен Огурцов
  • Антип Константинов
  • Трефил Шарутин
  • Ларион Ушаков

Что касается изразцов, то резные деревянные формы для них выполнял старец Ипполит, работавший ранее в Ново-Иерусалимском монастыре. Его композиции отличаются особой пластичностью рисунка и выдают руку мастера, глубоко чувствующего архитектонику здания. Редкостно красива холодная красочная гамма ценинных изделий, чистотой цвета и блеском они напоминают драгоценную финифть.

error: Content is protected !!