В настоящее время, когда упоминают Верхоспасский собор, имеют в виду комплекс церквей Теремного дворца.
Содержание
Теремной дворец
Теремной дворец был выстроен в северной части Государева двора в Кремле по заказу царя Михаила Федоровича (1635-1636 гг.). Здание было возведено на подклетах ХV века и включало в себя сохранившиеся постройки прежних времен. С восточной стороны дворца сложилась группа домовых храмов. Наиболее ранняя среди них, церковь Святой Екатерины (1627 год; приход цариц и царевен), сразу же вошла в состав ансамбля.

Верхоспасский собор, или собор Спаса Нерукотворного
Одновременно со строительством теремных помещений над Малой золотой, или Царицыной, палатой возвели собор Спаса Нерукотворного образа (собственно это и есть Верхоспасский собор) с северным Иоанновским приделом как главный домовый храм царя. Этот храм принято еще называть «Спас за золотой решеткой», так как лестница, ведущая к нему с Боярской площадки, перекрыта решеткой чудной старинной работы.



Храм Воскресения Словущего и храм Распятия Христа
Позже, в 1650-е годы, церковь Екатерины и Иоанновский придел были надстроены, в результате чего появились два новых храма: Воскресения Словущего и Распятия.

В связи с очередной перестройкой в начале 1680-х годов все дворцовые храмы получили общее завершение. Появилось впечатление цельного объема, увенчанного одиннадцатью главами. Главы расположены на едином прямоугольном постаменте следующим образом: три высокие — по центральной оси крыши, восемь малых — вдоль западного и восточного фасадов по четыре с каждой стороны. Зрительно они группируются в традиционные пятиглавия.

Одиннадцатиглавие
Одиннадцатиглавие, установленное в начале 1680-к годов на плоской кровле Верхоспасского собора, — явление для русской архитектуры уникальное. Оригинальность такого решения вызвана необходимостью соединить в один блок три теремные церкви:
- Спаса Нерукотворного
- Воскресения Словущего
- Распятия
Эти постройки примыкали к Теремному дворцу на уровне его третьего яруса. Возведенный единый постамент с одиннадцатью главами подчеркивал монолитность объема нового здания. Этой же задаче отвечал богатый изразцовый декор: широкий многоцветный фриз опоясывал стены поверху, основание постамента также украшали изразцы, вставленные в ширинки, отчего оно смотрелось как декоративный пояс. Ряды золотых куполов, поднятые на стройных барабанах, уравнивали образную выразительность культового сооружения с красочной архитектурой высокого терема. Цилиндрические формы барабанов облачены в многоцветные изразцовые «рубашки». В круглых картушах в свое время были вставки из медных досок с изображением святых. Изысканный рисунок растительного орнамента плотно заполняет все поле этих сложных по конфигурации и крупных по размеру изразцовых изделий.
«Каменных дел мастера» – строители Верхоспасского собора
Из документов того времени известно, что Верхоспасский собор строили русские «каменных дел мастера»
- Бажен Огурцов
- Антип Константинов
- Трефил Шарутин
- Ларион Ушаков
Что касается изразцов, то резные деревянные формы для них выполнял старец Ипполит, работавший ранее в Ново-Иерусалимском монастыре. Его композиции отличаются особой пластичностью рисунка и выдают руку мастера, глубоко чувствующего архитектонику здания. Редкостно красива холодная красочная гамма ценинных изделий, чистотой цвета и блеском они напоминают драгоценную финифть.