МИФЫ

Миф

Что такое миф

Мифы – это священные истории. Слово «миф» происходит от греческого слова «mythos», означающего «сказание». Мифы рассказывают, как был сотворен мир, как возникло человечество, и как люди учились жить в этом мире и использовать его природные богатства. Мифология – это совокупность мифов.

Мифы многослойны и многозначны. В них заложена глубочайшая мудрость, все, что может чувствовать и выражать человек. Поэтому их легче понимать, зная, где и кем они созданы. Но в то же время они являются сокровищем, принадлежащим всему человечеству. К сожалению, мы часто забываем или не замечаем это. Некоторые культуры кажутся сейчас бедными в техническом отношении, но их мифология поражает богатством и красотой воображения.

Мифы могут стать и всемирно известными, как, например, мифы Древней Греции. Они повествуют о деяниях верховного бога Зевса и других греческих богов, населявших гору Олимп, а также о подвигах великих героев, таких, как Геракл и Тесей.

Мифы — это не окаменевшие истины, а представления человека об истине. В них делается попытка дать ответ на основные вопросы бытия — например, почему в мире столько бедствий. Народы всего мира пытаются осмыслить непостижимые тайны жизни и смерти через

  • рассказы
  • поэмы
  • песни
  • таинственные легенды

Многие предания отражают две стороны бытия и взгляд на мир, которым, согласно этим преданиям, управляют два противоположных божества — добро и зло.

В других легендах силы творения и разрушения сосредоточены в одном боге. Например, в индуистском мифе бог Шива в образе Махадевы отвечает и за создание, и за уничтожение всего существующего.

Даже один предмет может заключать в себе легендарную, таинственную силу, как, например, священный шест индейцев омаха, живущих на североамериканских равнинах. Именуемый «достопочтенным мужем», этот шест занимал центральное место в церемониях и верованиях омаха. Он считался живым существом, защитником и покровителем людей. «Достопочтенный муж», можно сказать, «охранял единство племени». Мифы живут так же, как «достопочтенный муж». В них соединились воспоминания, опыт и надежды.

Миф и религия

Поскольку мифы – это священные рассказы, которые часто звучали или разыгрывались во время религиозных ритуалов, практически невозможно разделить такие понятия, как религия и мифология. Мифических богов и духов почитали и боялись, как реальных существ. Для общества, где мифология была основой жизни, как например, у ифуго на Филиппинах, каждое событие этого мира эхом отражается в мире богов. Народ ифуго живёт в горных долинах Центральной Кордильеры на острове Лусон. Его огромные рисовые террасы в окрестностях Банау называют восьмым чудом света. Ифуго считают, что Создатели Полей – их предки-герои – научили островитян строить эти террасы.

  • В наши дни народ ифуго насчитывает около 120-ти тысяч человек. Большинство из них до сих пор почитает 1500 местных богов. Такое впечатляющее количество божеств с чётко очерченными функциями не редкость в других культурах.
  • У древних римлян, например, их римские боги жили практически повсюду, была даже богиня дверных петель.
  • Религия древнего Египта основана на том, что вокруг столько богов, что их невозможно сосчитать.
олномасштабная копия Ноева ковчега. Построил голландский плотник Йохан Хуиберс с помощниками. Ковчег создна по описанию в  Библии: он имеет длину – 133,5 м (300 локтей), ширину  — 22,25 м (50 локтей), а высоту — 13,35 м (30 локтям). Стоит в гавани в городке Дордрехт (Голландия).
Полномасштабная копия Ноева ковчега. Построил голландский плотник Йохан Хуиберс с помощниками. Ковчег создна по описанию в Библии: он имеет длину – 133,5 м (300 локтей), ширину  — 22,25 м (50 локтей), а высоту — 13,35 м (30 локтям). Стоит в гавани в городке Дордрехт (Голландия).

Предания о всемирном потопе

Разрушение мира с помощью потопа или пожара с последующим заселением новым человеческим родом — один из самых главных мотивов народных сказаний.

Греция

Один из греческих мифов повествует о Зевсе, сотворившем небо, чтобы на землю хлынул дождь. Лишь Девкалион и его жена Пирра сумели спастись в ковчеге и стали прародителями нового человеческого рода, после того, как ковчег остановился на вершине горы Парнас. Рассказ о потопе есть и в Библии, в предании о Ное. Это предание поразительным образом схоже с более ранним сказанием о потопе, где оставшийся в живых человек носил шумерское имя Зиусудра или вавилонское – Утнапишти.

Миф о потопе: «Всемирный потоп». Художник И.К. Айвазовский
«Всемирный потоп». Художник И.К. Айвазовский

Индия

По всей Индии распространены индуистские мифы, рассказывающие, как бог Брахма (другое воплощение Вишну) превратился в рыбу, чтобы защитить первого человека. Вишну — «защитник» – один из самых значительных богов в индуизме. Девять раз он приходил на землю в облике человека или животного, чтобы помогать людям. Первым его воплощением стал Матсья — рыба. Он принял такой образ, чтобы спасти от наводнения первого человека на земле – Ману.

Австралия

Миф о потопе встречается по всему миру, за исключением Африки. Даже аборигены Австралии, не знакомые с остальным человечеством на протяжении десятков тысяч лет, создали легенды о потопе.

Как передаётся миф

У народов, почитающих многих богов и духов, мифология приобретает очень сложные формы. Легендарные события становятся важной частью жизни общества, причем даже внутри его у людей разного положения могут быть свои мифы. Пример тому можно обнаружить у аборигенов нарриньери (Австралия) где мифология существует как в виде общей веры, так и в виде тайных знаний, известных только немногим посвященным мужчинам и женщинам.

Мифы могут оживать в рассказах или отражаться в:

  • живописи
  • песнях
  • обрядах
  • танцах

Во многих культурах распространены церемонии, где танцоры представляют богов. У народа беллакула из Британской Колумбии (Канада), например, появилось два тайных общества — сисаок и кусиут. Члены обществ исполняли танцы-представления, — они назывались зимним ритуальным временем. Танцоры носили деревянные маски, изображавшие богов верхнего мира, живших в Доме Легенд.

Фрагмент Книги мёртвых Хунефера, изображающий суд Осириса. ок. 1310 год до н. э. Британский музей
Фрагмент Книги мёртвых Хунефера, изображающий суд Осириса. ок. 1310 год до н. э. Британский музей

Народ беллакула верил, что мир представляет собой плоский круглый остров, который с помощью веревки удерживает в равновесии сверхъестественное существо Сниния. Когда Сниния ослаблял хватку, происходили землетрясения. Над миром находилась другая плоская земля, где в Доме Легенд обитали боги.

Среди папуасов южной части Новой Гвинеи маринд-аним ритуальные танцоры представляли демов – духов предков, живших во времена мифического сотворения мира. Подобно предкам из сновидений аборигенов, демы были полулюдьми-полуживотными. Для людей маринд-аним невидимый мир демов был важнее и реальнее всего видимого мира, в котором они жили.

Миф и культура

В культуре, в основе своей имеющей миф или, правильнее сказать, мифы, как в зеркале, отражается портрет того или иного общества, с его верой и обычаями. Мифы вбирают черты духовной и материальной жизни людей, и содержание мифов служит ключом к пониманию души народа.

Мифы, созидающие землю

Есть народы, которые неотделимы от окружающей их природы. Их предания — это и занимательные рассказы о могущественных существах времен творения, и подробный путеводитель по живому, но хрупкому миру роднёй природы.

Такое тесное переплетение мифологии и географии наиболее наглядно у народов наподобие варао, живущих на узкой территории с естественными труднопреодолимыми границами. Пример более сложного общества это Древний Египет, где мифология теснейшим образом увязывалась с ежегодными разливами Нила, орошавшего узкую полоску земли среди безводной пустыни.

Рассказы о первых людях, которые могли принимать облик и человека и животного и благодаря которым появились современные люди, есть во всех преданиях американских индейцев, особенно в Калифорнии. Там до сих пор проводят ежегодные церемонии в честь легендарных деяний первых людей. Эти прародители и поныне «проявляют» свое могущество в природе, превратившись в животных, в птиц, скалы в особые приметы местности или в духов.

Сверхъестественные существа в мифах

Часто миф представляет и описывает героев национального эпоса — богов или сверхъестественных существ, которые были способны украсть солнце для людей, приносили им огонь, учили охотиться, добывать пищу, плести корзины и шить одежду. Часто эти герои учреждали религиозные церемонии, во время которых люди разыгрывали представления о даровании им драгоценных знаний.

Миф: Царь Урука Гильгамеш. Герой древней месопотамской мифологии и главный герой Эпоса о Гильгамеше, эпической поэмы, написанной на аккадском языке в конце 2-го тысячелетия до нашей эры
Царь Урука Гильгамеш

Иногда в роли главного героя эпоса выступает бог-творец. Но чаще это более близкие людям персонажи — может быть даже получеловек-полубог.

  • Например, в Древней Месопотамии царь Урука Гильгамеш являлся не только легендарным героем, но и основателем всей общественной жизни. Гильгамеш был на одну треть человеком и на две трети — богом.
  • Одним из прославленных защитников людей был Мауи, который, согласно преданию, выловил острова Полинезии со дна Тихого океана, поднял небеса, выкрал огонь из подземного мира и поймал в силки солнце, чтобы замедлить его ход и подарить человечеству больше дневного света.
  • Викинги верили, что бог Один и его братья создали первых людей из прибитых к морскому берегу стволов ясеня и вяза. Другой бог, по имени Хеймдалль, стал воплощением народного героя викингов.
  • Баллакула верили, что предки человечества пришли на землю в облике животных. Среди них был хитрый Ворон, ставший их учителем. Впрочем, действия его не всегда приносили пользу.
  • В Древнем Египте верили, что бог мёртвых Осирис некогда был царём этой земли. Именно он научил египтян выращивать пшеницу и ячмень, изготавливать орудия труда, за что получил имя Уннефер – «вечно благой».
Скандинавский миф. Бог Один обращается к воронам Хугину и Мунину. Изображение XVIII века в исландской рукописи, Датская королевская библиотека
Бог Один обращается к воронам Хугину и Мунину. Изображение XVIII века в исландской рукописи, Датская королевская библиотека

Мудрые и хитрые герои сказаний

Мифология разных народов мира часто представляют нам умных и ловких героев. Они совершают подвиги и дарят людям полезные знания.

  • Герои американских легенд могли превращаться в животных и птиц, например в койота или ворона.
  • Женщина-паук была важной богиней у индейцев американского юго-запада, например, навахо. Она стала помощницей и учительницей человечества, по в то же время была опасной и непредсказуемой и могла как дать, так и отнять жизнь. В мифах народа керес ее называют Думающей Женщиной – творцом, ведь она спряла мир из своих мыслей.
  • Хитроумный герой народа асанте в Гане (Африка) — это Ананси, человек-паук. Он получил для людей сказки у небесного бога Онианкопона. Эта история показывает, что герои легенд не просто помогают в устройстве мира, не только обучают людей, но и дарят им искусство и радость.
  • Один канадский миф эскимосов повествует о молодом человеке по имени Териак. Он получил от людей-орлов величайший дар — радость. Орлы научили Териака устраивать праздники песен. И теперь обязанность людей состоит в том, чтобы петь и веселиться, так как возгласы радости с земли слышны на небесах и заставляют старых орлов снова молодеть.
  • Сказания австралийских аборигенов повествуют о Радужном Змее, который сотворил холмы, долины и русла рек на их земле. Этот великий Змей ныне изгибается над землей в виде радуги. Его отражение можно увидеть в воде и в кристалле кварца. Местные колдуны, или «люди высокой степени посвящения», получают свою силу от Радужного Змея. Они пользуются ею, чтобы с помощью кристаллов кварца, например, вызывать дождь.
  • Стремление человека к вечной жизни отразилось в китайском предании о Восьми Бессмертных. Это были величайшие мудрецы, чьи познания и добродетель обеспечили им вечную жизнь среди богов после того, как они отведали персика бессмертия. Среди этих мудрецов была и одна женщина— Хэ Сяньгу.

Миф и общество

Миф — это священный рассказ. Но каждый миф неразрывно связаны с жизнью общества, его представлениями о семье, с развитием искусств и ремесел — все это находит отражение в мифологии. Предание уводит в мир духовный и в то же время объясняет, как жить в этом мире. Мифы часто кажутся смешением веры и фантазии. Но когда забывается их значение в жизни людей, трудно понять, насколько глубоко вросли народные предания в традиции общества.

Мифы о земном плодородии

Необходимость получать высокий урожай — основная тема почти всех преданий. Известно множество мифов, в которых люди или боги должны умолять гневного бога или богиню смягчиться и вернуть земле

  • свет
  • дождь
  • плодородие

Японскую богиню солнца Аматэрасу нужно было выманить из ее пещеры, чтобы вернуть солнце. Хеттского бога плодородия Телепинуса требовалось убедить сойти вниз с горной вершины, иначе засуха продлится вечно. Греческой богине Деметре необходимо было найти дочь, иначе земля оставалась бесплодной.

Богиня-солнце в японской мифологии, Аматэрасу выходит из пещеры Ама-но Ивато; фрагмент гравюры Утагавы Кунисада; 1856 г.
Богиня-солнце в японской мифологии, Аматэрасу выходит из пещеры Ама-но Ивато; фрагмент гравюры Утагавы Кунисада; 1856 г.

В центре многих мифологий лежит мысль о том, что боги или предки научили людей ремеслам и искусствам, которые помогли людям выжить. Поэтому большая часть самых обычных дел несет магическую силу. Например, когда люди, живущие по берегам реки Ориноко в Южной Америке, такие, как племя варао, плетут свои замысловатые корзины и пересказывают легенды, символически изображаемые в узорах плетения, они передают в видимой форме невидимый мир мифа.

Миф и география

Жизнь любого общества, его обычаи и культура зависят от географического положения. Так же происходит и с мифологией. Например, предания племени варао, населяющего дельту реки Ориноко в Южной Америке, изображают мир в виде плоского диска, окруженного водой. А все потому, что варао живут на речном побережье и не представляют землю иначе, как в виде узкой плоской полосы между водой и небом.

Мифы и звёзды

Хороводы звезд на ночном небе и медленное движение планет всегда привлекали внимание человечества. Наблюдая за солнцем, луной и прочими светилами, люди изобрели счет времени. Древние народы умели предсказывать по звездам грядущие перемены, несчастья и обновление природы — все, что происходило в их мире.

О важности астрономии для древних культур свидетельствует удивительное произведение бронзового века, открытое археологами на горе Миттельберг в Германии. Это небесный диск Небра, на котором представлена картина ночного неба с вершины этой горы около 1600 лет до н. э., а также позолоченный корабль — возможно, небесная ладья, на которой солнце пересекало небо.

Небра - бронзовый диск диаметром 30 см, покрытый патиной цвета аквамарина, со вставками из золота, изображающими Солнце, Луну и 32 звезды, в том числе скопление Плеяды.
Небра – бронзовый диск диаметром 30 см, покрытый патиной цвета аквамарина, со вставками из золота, изображающими Солнце, Луну и 32 звезды, в том числе скопление Плеяды.

Небесный диск Небра, возможно, использовался в качестве календаря для определения времени сева и сбора урожая. На нем изображены солнце и молодой месяц, звезды, две радуги (на одной сохранилась позолота), которые означали зимнее и летнее солнцестояния, и золотой корабль.

Древние инки (Южная Америка) предсказали по звездам собственное падение. Полагая, что солнце со звездами воюют между собой, инки решили с помощью ритуалов привязать их друг к другу и поставить на пути движения солнца препятствия — например, крепость Мачу-Пикчу в Андах. Инки молили своего верховного бога Виракочу: «Да не перевернется земля!»

Значение мифов

Со временем мифы развиваются, каждый новый пересказ или разыгрывание мифа обрастает новыми деталями. Не стоит думать, будто древнее предание — это что-то застывшее. Особенностью мифа является его гибкость, переменчивость. Он продолжает жить и меняться вместе с человеком. И появляются новые варианты и пересказы мифов.

Встреча Кортеса и Монтесумы. Хромолитография второй пол. XIX в. Библиотека Конгресса США
Встреча Кортеса и Монтесумы. Хромолитография второй пол. XIX в. Библиотека Конгресса США

Цивилизация ацтеков (Мексика) погибла отчасти потому, что их последний правитель Монтесума слепо верил мифам. Незадолго до прибытия испанских конкистадоров в 1519 г. империю потрясли устрашающие пророчества. Некие охотники принесли царю птицу с зеркалом на голове, в котором можно было видеть небо. Когда Монтесума посмотрел в это зеркало, то увидел множестве вооруженных людей. Горстка испанских авантюристов под командованием Эрнана Кортеса легко одолела могучую армию ацтеков, потому что Монтесума принял Кортеса за бога Кецалькоатля, вернувшегося из-за океана, чтобы снова править своим царством.

error: Content is protected !!