Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Содержание

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: месторасположение

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь — уникальный памятник русской истории и культуры ХVII и ХVIII веков, один из красивейших ансамблей Подмосковья. Он расположен к северо-западу от Москвы по волоколамскому направлению. Необычное название ансамбля объясняется его сложным идейным замыслом.

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.  Ансамбль монастыря, вид со стены. 2019год
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Ансамбль монастыря, вид со стены. 2019год

Ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря окончательно сложился в 1690-е годы. Тогда по проекту Я. Г. Бухвостова была возведена крепостная ограда с восемью башнями и надвратной церковью. В 1686—1692 годы строятся трапезные палаты с теплой церковью Рождества Христова. В декабре 1941 года постройки Ново-Иерусалимского монастыря были варварски разрушены немецко-фашистскими захватчиками.

После этого были восстановлены

  • трапезные палаты
  • верхние ярусы башен крепостной стены и надвратной церкви
  • центральная глава Воскресенского собора
  • отреставрированы интерьеры Воскресенского собора
  • заново возведён шатер
  • отстроена высокая ярусная колокольня, примыкавшая к южной стороне здания

Как патриарх Никон основал Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Патриарх Никон (1605—1681) — глава русской церкви в 1652—1658 годах и один из самых влиятельных государственных деятелей этого периода, основатель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В патриаршество Никона были проведены реформы русской церкви с целью ее централизации и унификации церковных обрядов. Реформы вызвали раскол в церкви и появление старообрядчества. 

Художник Вячеслав Шварц. «Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре». 1867 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник Вячеслав Шварц. «Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре». 1867 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1658 году из-за обострения отношений между церковью и государственной властью патриарх Никон был вынужден удалиться в Новый Иерусалим, как позже назвали монастырь. С 1666 года, осужденный церковным собором, он отбывал пятнадцатилетнюю ссылку сначала в Ферапонтовом, затем в Кирилло-Белозерском монастырях. Возвращен в 1681 году, но умер в дороге и был похоронен в Воскресенском соборе. Ученики бывшего патриарха составили его житие, и тогда же, вероятно, была создана парсуна-эпитафия.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Гробница патриарха Никона
Гробница патриарха Никона

История строительства Воскресенского собора монастыря

Воскресенский собор – центральное сооружение Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. За всю историю древнерусской архитектуры вряд ли можно найти другой памятник с такой же сложной судьбой. На фасадах и в интерьерах собора соседствуют элементы разных эпох, поэтому его образ трудно оценить без краткого знакомства с историей строительства. 

Собор был задуман как воспроизведение христианских святынь Палестины. Строительство его было тесно связано с политическими тенденциями своего времени. В это время в состав Русского государства входят Белоруссия и Левобережная Украина. Россия оказывает покровительство всем славянским народам, находящимся под турецким игом.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Воскресенский собор монастыря в 2019 году.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Воскресенский собор монастыря в 2019 году.

Собор был задуман фактически как копия центральной христианской святыни — храма Гроба Господня (Воскресения) в Иерусалиме (Палестина, IV век). В храме Гроба Господня объединены все мемориальные места, связанные, по христианским легендам, с последними днями пребывания Иисуса Христа на земле, его крестной казнью на горе Голгофа и последующим воскресением. Наибольшее сходство со своим прообразом собор Ново-Иерусалимского монастыря имеет в плане. 

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. План Воскресенского собора монастыря
План Воскресенского храма. Репродукция 1886 г.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с юга. Офорт XVII в.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с юга. Офорт XVII в.

Собор состоит из трех частей:

  • крестовокупольного храма Воскресения
  • ротонды Гроба Господня
  • подземной церкви Константина и Елены

Ротонда

В центре ротонды находится часовня. Она повторяет часовню храма в Иерусалиме, построенную над склепом, в котором, согласно евангельским текстам, был погребен Христос. На южной стороне собора расположен придел «Голгофа» (главный придел двухэтажной Голгофской пристройки).

Ротонда
Шатёр ротонды

Подземная церковь Константина и Елены

Подземная церковь соответствует такой же части храма в Иерусалиме. Согласно церковной легенде, в пещерном комплексе восточнее Голгофы императрица Елена, мать императора Константина Великого и основательница палестинского храма, нашла одну из основных реликвий христианства — крест господен.

Подземная церковь Константина и Елены

Ранее подземная церковь имела плоскую кровлю, огражденную балясным парапетом. Над ней возвышалась ярусная с востока композиция собора. В ХVIII столетии подземная церковь была окружена рвом, позднее он был облицован белым камнем. Из рва был устроен коридор-водоотвод, ведущий за монастырские стены.

Закладка собора. 1658 год

Воскресенский Собор был заложен весной 1658 и строился в 1658—1685 годы с тринадцатилетним перерывом в 1666—1679. На первом этапе строительством руководил сам патриарх Никон. Уже будучи к этому времени опальным, он на протяжении восьми лет жил в Воскресенском монастыре. За эти годы грандиозное здание собора было доведено до сводов. 

В 1666 году конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, вызванный стремлением последнего доказать, что «священство преболе царства есть», закончился удалением Никона в ссылку в северные монастыри.

На освящении первого, деревянного, храма будущего комплекса 18 октября 1657 года присутствовал царь Алексей Михайлович.

Возобновление строительства. 1679-1685 годы

Приостановленное строительство Воскресенского собора возобновляется в 1679 году и завершается в 1685. В это время центральная часть собора была увенчана главой, а его ротонда — кирпичным шатровым покрытием, самым величественным в древнерусском зодчестве. 

Перестройка из-за обрушения шатра. 1723-1730 годы

В 1723 году шатер обрушился, что вызвало перестройку собора в ХVIII веке. Лишь к 1730 году были разобраны остатки шатра и разрушенного при его падении верхнего яруса ротонды. 

Восстановление ротонды. 1731-1740 годы

В 1731-1740-е годы работами в Воскресенском соборе руководит И. Ф. Мичурин, который восстанавливает ротонду.

Завершение перестройки в 1749-1765 годах

Однако лишь в 1749—1765 годы перестройка Воскресенского собора была завершена окончательно. В основу строительства шатра лег проект Ф. Б. Растрелли. Непосредственный контроль за сооружением нового деревянного шатра, а также за частичной перестройкой Воскресенского собора и украшением его интерьеров лепным декором на протяжении многих лет осуществлял К. И. Бланк.

Новоиерусалимский монастырь, коллаж 1898 года.
Новоиерусалимский монастырь, коллаж 1898 года.

Церемония освящения Воскресенского собора

Церемония освящения Воскресенского собора происходила в 1685 году. Грандиозное здание собора, украшенное многоцветными рельефными изразцами, вызывало всеобщее восхищение. Первое подробное описание центрального здания монастырского ансамбля было составлено в год освящения по указу Петра I. Рассказывая об изразцовом декоре Воскресенского собора, авторы описи не устают подчеркивать, что он исполнен с «самым добрым мастерством».

Изразцовый декор. Керамические иконостасы

Ново-Иерусалимский монастырь общепризнанно считается крупнейшим керамическим центром ХVII века: здесь белорусскими мастерами, вывезенными из литовских земель, под руководством Петра Ивановича Заборского было налажено производство многоцветных (ценинных) изразцов.

По сложности архитектурных форм, богатству и разнообразию орнаментальных мотивов и великолепному качеству исполнения изразцовый декор Воскресенского собора не имеет себе равных среди памятников русской архитектуры. Многоцветные (ценинные) изразцы применены здесь для украшения не только фасадов, но и интерьеров.

Воскресенский собор — единственный памятник, который имеет керамические иконостасы. Из десяти иконостасов собора, исполненных в первый строительный период, до настоящего времени сохранились семь. Все иконостасы имеют единое композиционное решение в виде стенки, прорезанной полукруглыми арками и обрамленной колонками. Центральный пролет, соответствующий царским вратам в алтаре, традиционно шире, чем боковые. Центричность композиции иконостаса наиболее выявлена в решении третьего яруса. Второй ярус обрамлен полукруглыми колонками. Их ствол составлен из трех объемных изразцовых изделий. Именно в мастерской Ново-Иерусалимского монастыря началось изготовление ценинных архитектурных деталей, а до этого выделывались только плитки с низким рельефом.

Декор колонок представляет собой цельную композицию, словно прорезанную фигурными рамками, перевитую лентами и побегами. В рамках помещены грозди и листья винограда, по центру колонок — короны. Орнамент исполнен с незнакомым русскому искусству до этого времени реализмом, а вернее сказать, барочным натурализмом. Многие орнаментальные мотивы, впервые появившиеся в декоре Воскресенского собора, находят широкое применение в русской архитектуре. В ХVIII веке в период перестройки собора иконостас был закрашен масляными красками и вызолочен. А. В. Филиппов, выдающийся исследователь древнерусских изразцов и реставратор, в 1920-е годы отмыл иконостас (кроме малых арок верхнего яруса) от записей.

Керамический портал придела Успения Богоматери

В ХVII веке керамический портал придела Успения Богоматери располагался по одной линии с аналогичными порталами приделов Иоанна Предтечи и Архистратига Михаила. В 1760-е годы он был от входа перенесен в трапезную придела Успения Богоматери и установлен у иконостаса.

До нашего времени в Воскресенском соборе сохранились пять таких сооружений.

Керамический портал тпридела Успения Богоматери

Портал образован двумя бочкообразными колоннами, установленными на высоких постаментах, и завершен полукруглой перспективной аркой. Каждая колонна представляет собой семиизразцовую композицию. В невысоком рельефном орнаменте воспроизведен стилизованный цветок граната. На прямоугольных постаментах — семиизразцовая композиция с изображением стилизованной маски.

Лепные картуши и головки ангелов, расположенные над порталом, появились в следующем столетии. Поздний барочный декор Воскресенского собора был исполнен в 1749-1765 годы по проекту Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли, под непосредственным руководством Карла Ивановича Бланка известными мастерами того времени, которых возглавляли братья Михаил и Василий Зимины и Илья Саевич.

Перспективная арка портала

Перспективную арку портала образуют четыре ряда многоцветных изразцов. Среди них наиболее интересен внутренний ряд, составленный из двух чередующихся изделий. На одном в центре расположена головка ангела, обрамленная крылышками, а по сторонам — клубящиеся облака, на фоне которых как бы воспаряет ангел. В центре другого изразца изображен крупный стилизованный цветок граната. Его соцветие напоминает по форме корону, сверху оно увенчано крестом, что говорит о сложной христианской символике. Два первых ряда арки портала образованы крупными изразцами с изображениями цветка лилии и стилизованного листа аканта.

Крестовый интерьер. Керамический портал придела Успения Богоматери
Крестовый интерьер. Керамический портал придела Успения Богоматери. Перспективная арка портала

Секрет ценинного дела, основанного на кроющих непрозрачных эмалях — темно-синей кобальтовой, бирюзово-зеленой, белой и желтой — принесли белорусские мастера. Такая технология позволяла использовать для многоцветных керамических изделий не белые, а красножгущиеся глины, что значительно удешевило производство. Для новоиерусалимских изразцов использовались местные глины. Красивый коричневый тон разных оттенков давала на красном фоне прозрачная глазурь. Устойчивая цветовая гамма, характерная для декора Нового Иерусалима, применялась в русской керамике на протяжении всей второй половины семнадцатого столетия.

Капитель колонны

Капитель составлена из объемных изразцовых изделий. Верхняя и нижняя части капители украшены рельефным изображением стилизованных листов аканта. Средняя часть с вогнутыми внутрь плоскостями имеет по центру рельефное изображение головки ангела. Трехчастные капители варьируются в декоре всех иконостасов и наличников собора. На части изразцов по центру вместо лика ангела изображена львиная маска. Рядом с колонкой слева хорошо видны изразцы с росписью под мрамор. Пояса из изразцов с подобной росписью и отдельные вставки встречаются в декоре практически всех иконостасов и наличников собора. Некоторые исследователи предполагают, что мысль украсить Воскресенский собор многоцветными изразцами возникла у патриарха Никона в связи с тем, что прообраз Воскресенского собора — храм Гроба Господня в Иерусалиме украшен цветными мраморами. Изготовление изразца складывалось из нескольких операций:

  • штамповка в формах, наращивание на обороте керамической коробки — румпы, которая служит для крепления изразца в кирпичную кладку
  • сушка
  • первичный обжиг
  • наведение эмалей
  • эмалевый обжиг

Над изготовлением снастей (так в то время называли формы для изразцов) в Новом Иерусалиме работали великолепные резчики. Иногда изображение заключено в рамки одного изразца, чаще, как в данной капители, рисунок разбивается на несколько изразцов, которые образуют вместе единую композицию.

Керамический пояс пояс «павлинье око»

Керамический пояс пояс «павлинье око», обрамление полукруглых окон и декор малой главы выполнены мастерами под руководством П.И. Заборского. Крупный фантастический цветок, изображенный на изразцах, напоминает павлинье перо. В христианстве, в христианской символике павлин – это священная райская птица, традиционный символ воскресения. Пояс «павлинье око» является как бы вынесенным на фасад названием собора. В керамическом поясе каждое звено рисунка составляют восемнадцать изразцов размером 25 Х 33 см, подвеску образуют еще три изразца. Этот красивый крупномасштабный орнамент получил в дальнейшем широкое распространение в московской архитектуре.

Фрагмент полукружия апсиды одна из малых глав над заалтарным приделом. Керамический пояс «павлинье око», обрамление полукруглых окон и декор малой главы выполнены мастерами под руководством П.И. Заборского
Фрагмент полукружия апсиды одна из малых глав над заалтарным приделом. Керамический пояс «павлинье око», обрамление полукруглых окон и декор малой главы выполнены мастерами под руководством П.И. Заборского

В 1666 году в связи с приостановкой работ по возведению Воскресенского собора мастера, резчики и керамисты из Нового Иерусалима переведены в ведомство Оружейной палаты. Мастера ценинного дела Игнатий Максимов и Степан Иванов Полубес украсили керамическим поясом «павлинье око» 

  • церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке
  • Покровский собор в Измайлове
  • надвратную церковь Андреевского монастыря на Воробьевых горах
  • Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря

Степан Иванов Полубес стал царским мастером ценинного дела. Он уроженец города Мстиславля, откуда его привез «полоном» в Москву князь Трубецкой. С 1658 по 1666 год Степан Иванов работает в Новом Иерусалиме, после 1666 года в Москве, как и Игнатий Максимов, мещанин из Копоса, что наладил в 1653 году производство изразцов в Валдайско-Иверском монастыре, строительство которого также осуществлял патриарх Никон.

Внешнее керамическое убранство собора

Внешнее керамическое убранство Воскресенского собора сосредоточено главным образом на его восточном и южном фасадах. Фриз первого яруса Голгофской пристройки наиболее сложный в декоре храма. Основная его часть — два триглифо-метопных ряда, данных «вперебежку», что говорит о чисто декоративном подходе к элементам ордера. 

Во фризе использовано шесть разновидностей многоцветных изразцов. Наиболее интересны квадратные изразцы-метопы. Они двух видов:

  • на одном в центре — рельефное изображение головки херувима в обрамлении крылышек
  • на другом — рельефное изображение стилизованного цветка, заключенного в круг, с трилистниками по углам изразца

Это одно из самых красивых изделий в декоре Воскресенского собора. В восьмидесятые годы семнадцатого столетия изразец розетка становится одним из самых популярных мотивов у московских керамистов. Розетки подобного рисунка украшают также ряд ярославских храмов. Изразцы, выполненные в мастерской Петра Ивановича Заборского в 1658 -1666 годы, вошли в декор окон первого яруса, перестроенных уже в середине следующего века. Несмотря на не очень хорошую сохранность, а также записи масляными красками, произведенные в XVIII веке и неоднократно подновлявшиеся в девятнадцатом столетии, керамическое убранство на фасадах Воскресенского собора и сейчас поражает своей яркой красочностью.

А верхний изразцовый пояс с парящими херувимами словно олицетворяет свободу творческой фантазии его создателей. Окно с замечательно пышным убранством расположено на южном фасаде собора во втором ярусе между двумя выступающими крыльями двухэтажной Голгофской пристройки (названной по входящему в нее приделу «Голгофа»). В декоре наличника семнадцать разновидностей изразцов. Все они неоднократно встречаются в других композициях, но само декоративное решение наличника индивидуально. Композиции отдельных наличников, иконостасов и фризов Воскресенского собора были разработаны Петром Ивановичем Заборским. 

Захоронение мастера, скончавшегося в 1665 году, находится в Воскресенском соборе. На фасаде собора, недалеко от сдвоенного окна придела «Голгофа», сохранилась белокаменная могильная плита Заборского, из текста которой мы узнаем, что он был мастером золотого, серебряного и ценинного дела и «всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель». Ценинным делом называлось в то время производство полихромных изразцов. 

Декор центральной главы собора над крестовой частью

Декор восстановленной центральной главы собора относился к 1679—1685 годам. По своему характеру он резко отличался от убранства стен и интерьеров, исполненного в 1658—1666 годы под руководством Петра Ивановича Заборского. Ранние изображения Воскресенского собора на гравюрах показывают окна центральной главы, обрамленные наличниками в форме картушей. Позднее при перестройке собора в ХVII веке они были заменены лепными. Взамен обветшавшего первоначального керамического пояса конца ХVII века, стихотворный текст которого сохранился в документах, в 1830-х годах мастером Гаврилой Максимовым был выполнен другой — с храмозданной надписью: 

«Начало основанию Нового Иерусалима 1656 года Святейший Никон патриарх в царство Великого Государя царя Алексея Михайловича застрои, в 1679 году царь Федор Алексеевич до сводов воздвиже. 1685 году Великие Государи цари Иоанн и Петр Алексеевич совершиша». 

Большая глава Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря
Большая глава

В настоящее время реконструированы

  • керамические подвески и пышные обрамления окон на конец ХVII века
  • керамический пояс с храмозданной надписью по образцу ХХ века
  • поставлены изразцы-новоделы
Купол Большой главы Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря
Купол Большой главы

Некоторые исследователи предполагают, что несохранившееся убранство центральной главы собора мог в конце ХVII века исполнить известный резчик старец Ипполит, автор изразцового декора Верхоспасского собора в Московском Кремле, в своем неповторимом творческом почерке всегда тяготевший к крупным выразительным формам.

Мастера изразцовых дел

Изразцы изготовлялись целой группой мастеров, среди которых были  Игнатий Максимов, Степан Иванов Полубес и их ученики 

  • Осип Иванов
  • Федор Чюк
  • Петр Ларионов
  • Алексей Левонов
  • Семен Трофимов

Деревянные формы для изразцов изготовляли резчики 

  • старец Арсений
  • старец Ипполит
  • Клим Михайлов
  • Герасим Окулов 
  • Андрей Иванов.

Имена мастеров известны и по последующему их участию в создании уникального деревянного дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском, а также работам в Московском Кремле и в Измайлове.

Влияние изразцового декора Ново-Иерусалимского монастыря на русское зодчество

Архитектурные формы многоцветного изразцового декора в Новом Иерусалиме оказали значительное воздействие на ход развития русского зодчества в конце семнадцатого столетия, когда Воскресенский собор был достроен и стал предметом подражания. Прекрасно обрамление окна придела «Голгофа» на восточном фасаде собора. Наличник в виде двухколонного портика, завершенный треугольным или полукруглым фронтоном, получил широкое распространение в архитектуре двух последних десятилетий ХVII века, но впервые он появился в 1658-1666 годы на фасадах Воскресенского собора.

Южный фасад. Голгофская пристройка (правое крыло). Керамические пояса, наличники окон второго яруса выполнены  мастерами под руководством П.И. Заборского
Южный фасад. Голгофская пристройка (правое крыло). Керамические пояса, наличники окон второго яруса выполнены мастерами под руководством П.И. Заборского

Изразцы русские зодчие хорошо знали и раньше, до устройства в Ново-Иерусалимском монастыре керамической мастерской, но это были красные неполивные и муравленые (с зеленой поливой) изделия. В наружном декоре их обычно применяли в виде рельефных вставок среди терракотовых и белокаменных деталей. Многоцветные (ценинные) изразцы впервые появились на фасадах московской церкви Троицы в Никитниках, но их происхождение неизвестно. В Воскресенском соборе изразцы приобрели совершенно особое значение. Из керамических изделий исполнены композиции наличников, фризы, убранство глав, архитектурные детали (колонны, кронштейны, горельефные композиции на фронтонах наличников). Дальнейшее распространение сложной архитектурной керамики в Москве связано с деятельностью белорусских керамистов из Нового Иерусалима, переведенных в 1666 году из монастыря в Оружейную палату.

Надвратная церковь Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря

Надвратная церковь — тип многоярусного центрического храма, который получает широкое распространение в конце семнадцатого столетия. «Восьмерик на четверике» традиционно завершен двумя друг на друга поставленными, постепенно уменьшающимися в размере восьмериками. Нижний восьмерик служит у храмов подобного типа помещением для звона, верхний — постаментом для главы. В данном случае два нижних восьмерика декоративные.

Ново-Иерусалимский монастырь. Иерусалимская надвратная церковь, справа - Гефсиманская башня
Иерусалимская надвратная церковь, справа – Гефсиманская башня

Как правило, храмы данного типа, возведенные в конце ХVII века, имеют нарядный белокаменный декор, близкий по стилю к изразцовому декору Воскресенского собора. В надвратной церкви такой сложный декор отсутствует, так как эта постройка не должна была соперничать с Воскресенским собором — основным сооружением ансамбля. Однако благодаря своему уникальному композиционному решению надвратная церковь Ново-Иерусалимского монастыря может быть поставлена в один ряд с такими выдающимися памятниками русского зодчества, как церкви в Филях и Уборах. Высотный ярусный храм поставлен на трехпролетную арку проездных ворот. Это единственное в своем роде композиционное и конструктивное решение. 

Иерусалимская надвратная церковь
Иерусалимская надвратная церковь

Во время сооружения надвратной церкви Яков Григорьевич Бухвостов редко бывал в монастыре,\. Дело в том, что в эти же годы он осуществлял строительство грандиозного собора в Рязани и церкви в селе Уборы. Подряд на строительство надвратной церкви он передал костромским мастерам Филиппу Попуге и Михайловым, Емельяну и Леонтию.

Трапезные палаты  и церковь Рождества

В конце семнадцатого столетия Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь продолжал строиться за счет пожалований царской семьи. Трапезные палаты и церковь Рождества были отстроены на пожертвования царевны Татьяны Михайловны (сестры царя Алексея Михайловича). Место для строительства церкви Рождества «изволила указать» царевна Софья Алексеевна — правительница Русского государства с 1682 по 1689 год при малолетних царях Иване и Петре.

Ново-Иерусалимский монастырь. Трапезные палаты и церковь Рождества Христова после реставрации
Трапезные палаты и церковь Рождества Христова после реставрации

Трапезные палаты представляют собой решенный единым объемом прямоугольный корпус, к которому по центру примыкает церковь Рождества. Мощный четверик церкви завершен двумя декоративными восьмериками, увенчанными главкой; сильно выдвинута трехлепестковая апсила. Декоративная аркада ХУШ века заменила существовавшую ранее широкую открытую галерею.

О назначении трех грандиозных трапезных палат сохранилась интересная запись, сделанная на евангелии, подаренном царевной Татьяной Михайловной церкви Рождества:

«…царевна Татьяна Михайловна построи во святой обители церковь Рождества прекрасну и к ней присовокупи три трапезны каменные зело велики: едина общая всем человекам приходящим молится, вторая братии, идеже ясти, третия гостиная мирским ясти всяким чинов людям».

Освящение церкви Рождества было обставлено как пышный придворный праздник. Стихотворец Карион Истомин читал специально написанное по этому случаю сочинение.

Царские палаты

С юга к трапезным палатам примыкают царские палаты, построенные в 1660-е годы, согласно монастырскому преданию, специально для представителей царской семьи, которые останавливались здесь во время посещения Нового Иерусалима. Это был прямоугольный в плане одноэтажный корпус с двумя небольшими помещениями. Сводчатый подвал палат грандиозен по размерам. К ХVII веку относится лишь нижний этаж здания. 

Второй этаж царских палат был надстроен в 1792—1801 годы архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым. Выдающийся зодчий, он в целом по-новому определил фасадное решение корпуса высокой аркадой с арками вытянутых пропорций. Аркада закрывает пристроенную к фасаду двухмаршевую лестницу, которая ведет в верхний этаж палат.

Больничные палаты

Слева от царских палат расположены больничные палаты, которые также сохранились в сильно перестроенном виде. От церкви Трех Святителей в центре больничных палат сохранился только четверик. Церковь пострадала от пожара в 1792 году и с тех пор не восстанавливалась. Судя по изображению ХVII века, эта небольшая церковь напоминала церковь Рождества Христова. Она также была отстроена на пожертвования царевны Татьяны Михайловны. Наличники на окнах трапезных палат обрамлены колонками, треугольник фронтона наличников «разорван». В центре в невысоком рельефе выполнено стилизованное изображение короны, возможно, намек на то, что строительство осуществлялось на средства царевны.

Крепостная стена Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря

Крепостная стена Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря была сооружена в 1690—1694 годах по проекту выдающегося русского архитектора Якова Григорьевича Бухвостова. Она расположена по периметру холма, на котором стоит монастырь, и представляет собой в плане неправильный многоугольник. Восемь башен поставлены на углах и на изломах стены. Над восточными воротами воздвигнута надвратная Входоиерусалимская церковь, над западными — одна из башен. Оборонительный пояс построен по всем правилам боевого зодчества конца ХVII века. Нижняя часть стены с внутренней стороны расчленена полукруглыми нишами красивых вытянутых пропорций. 

Южное прясло крепостной стены и Сионская башня. Вид снаружи
Южное прясло крепостной стены и Сионская башня. Вид снаружи

В таких углублениях обычно располагаются бойницы подошвенного боя. Здесь же большинство ниш декоративны и только некоторые имеют бойницы. Верхняя часть — боевой ход, огражденный балясным парапетом. Боевому ходу на всем его протяжении соответствуют два ряда бойниц —

  • щели, предназначенные для стрельбы из ружей и пищалей
  • машикули, позволяющие оборонять и осматривать основание крепости

Восемь равновысотных башен

Восемь равновысотных башен ограды увенчаны шатрами. В полукруглом выступе, примыкающем к основному объему башен, расположена винтовая лестница. Стремясь связать крепостную ограду в единый ансамбль с Воскресенским собором, завершенным в 1685 году, архитектор умело использовал принцип силуэтного подобия. Всем башням придана форма, схожая с двухъярусной ротондой собора, увенчанной грандиозным шатром.

Дамасская башня и пушки
Дамасская башня и пушки

В отличие от крепостной ограды, которая построена по всем правилам оборонного зодчества конца семнадцатого столетия, башни имеют чисто смотровые функции, а не оборонное значение. Они снабжены полукруглыми окнами и излюбленными в архитектуре конца ХVII века восьмигранными окошечками. Подобно ротонде собора, башни выполнены в традициях ярусной архитектуры и увенчаны шатрами. Над шатрами расположены световые фонарики, которые в свою очередь завершаются шатриками.

Живописность силуэта башен усиливает небольшой полукруглый выступ, в котором расположена винтовая лестница, он также увенчан шатриком. В ХVIII веке башни Ново-Иерусалимского монастыря получили названия по аналогии с башнями городской стены Иерусалима. При разрушении монастырского ансамбля немецко-фашистскими захватчиками 10 декабря 1941 года верхние ярусы всех башен были взорваны.

Сражение под стенами монастыря между стрельцами и регулярной армией Петра I

Крепостная стена Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря никогда не использовалась как оборонное сооружение. Единственное крупное сражение на берегах реки Истры развернулось под стенами монастыря‚ 1698 году. Тогда под Новым Иерусалимом было разгромлено последнее в истории России вооруженное выступление стрельцов. Четыре полка стрельцов, находившихся на самых тяжелых службах вдали от семей, после ряда безуспешных жалоб восстали и двинулись к Москве. В какой-то степени восстание было инспирировано царевной Софьей Алексеевной, заключенной в то время в Новодевичьем монастыре. 

Иноплеменничья башня - внешняя сторона
Иноплеменничья башня – внешняя сторона

Навстречу восставшим были выдвинуты регулярные полки с артиллерией, по численности вдвое превосходившие стрельцов. 18 июля на берегах Истры развернулось сражение. В результате этого сражения практически все восставшие (около 2 тысяч) были взяты в плен. 57 из них были казнены под монастырем, остальные разосланы по тюрьмам.

Узнав о восстании, из-за границы срочно возвратился Петр I. По его приказу всех стрельцов собрали в Москве, где осенью того же года развернулись массовые казни и пытки. Эти события послужили поводом для окончательного расформирования стрелецкого войска.

Петр I посетил Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, осмотрел место сражения. Историческое поле хорошо просматривается с южного прясла крепостной стены и с верхних ярусов Сионской башни и башни «Давидов дом».

Архимандрит Герман

В ХVIII веке Воскресенский монастырь был известен как крупный культурный центр. Талантливейшим представителем ново-иерусалимской поэтической школы был архимандрит Герман, изображенный на парсуне еще в юношеском возрасте. Портретное сходство всех персонажей несомненно. Это один из первых русских групповых портретов. Авторство его приписывалось голландцу Д. Вухтерсу, затем московским художникам. Но скорее всего его исполнителем был один из тех белорусских мастеров, которым памятники Нового Иерусалима обязаны своим неповторимым обликом.

error: Content is protected !!