Даосизм в Китае
На Западе даосизм, как одна из религий Китая, отождествляется прежде всего с даосской философией легендарного, не фигурирующего в исторических документах, считающегося основателем даосизма, Лао Цзы (Лао Тзе, буквально: «Древний Учитель»).
Это философское учение возникло в Китае около двух тысяч трехсот лет назад как политическая философия и антиконфуцианская критика культуры:
«Назад к природе! Долой войны и оружие, долой правила и ритуалы!»
Суть даосизма: идеи и принципы
Современная, так считалось на том этапе, цивилизация губительна, человек должен только созерцать, как в природе и космосе все идет своим чередом. Также властитель должен устроить и свое царство. Девизом было «ву вэй», «неделание»: не вмешиваться в естественный ход событий, в Дао (Тао), «путь», которым следуют все естественные перемены.
Чуждые миру и политически неосуществимые, идеи эти потерпели крах как государственное учение. И все же ранний даосизм послужил идеологией для многих критичных в отношении государства автономных организаций, даже мессианских движений, которые подчас приводили к масштабным восстаниям.
Позднее из этой традиции возникли тайные общества. Наряду с этим по-прежнему живет идея, что человек, который
- удаляется от мира
- отращивает волосы
- ведет жизнь наподобие птицы
- которому ничто не может нанести ущерб
в конечном счете сливается в одно целое с вечной природой. Это – даосизм отшельников, к которому – в идеализированной форме – были склонны отставные конфуцианские чиновники. Но при этом отшельническое существование ограничивалось уединением в своем частном саду. Им наслаждались как земным раем, свободным от политики.
Буддизм и даосизм
Почти две тысячи лет назад буддизм проник в Китай, что означало серьезнейший вызов даосизму. И даосизму пришлось приспосабливаться и даже кое-что перенять у конкурирующей религии. В том числе институт монастырей и общины монахов, давших обет безбрачия. Мир даосских богов также был инспирирован буддизмом.
Популярной буддийской богине милосердия даосизм противопоставил собственные женские божества. Тем самым даосизм перестал быть исключительно политической философией. И он частично слился как, впрочем, и многие буддийские представления, с народной религией.
Даосизм питался из самых разных источников, но в той же мере он обогатил китайскую культуру. Он настолько связан со многими ее проявлениями, что невозможно провести четкие границы.
Особенно ярко это заметно в традициях заботы о здоровье. Тайцзицюань, цигун, кунфу, а также диеты, знание которых является в Китае общенациональным достоянием: все связано с даосскими традициями, с древним идеалом бессмертия и желанием поставить таинственные космические силы себе на службу.