СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Скандинавская мифология

Скандинавская мифология, представление о которой мы имеем из таких источников, как «Старшая Эдда» (поэтический сборник о скандинавских богах и героях) и «Младшая Эдда» (сборник прозаических произведений) представляет собой древнегерманский северный эпос. Записывался он начиная с 12 века. Автором «Старшей Эдды» считается Сэмунд Мудрый (1055-1133), хотя точно это и неизвестно, возможно, что это песни разных авторов , бытовавших ранее в устной традиции. Автор «Младшей Эдды» – Снорри Стурлусон (1178-1241), исландский скальд (поэт-певец).

Викинги и главные скандинавские боги

Период примерно с 800 по 1100 год в Скандинавии — время расцвета викингов. Викинги — удивительный народ, у которого земледелие и правосудие сочетались со свирепыми грабительскими набегами и отважными путешествиями в поисках новых земель. Их легенды до сих пор живы в современной Англии, ибо названия дней недели вторник (Tuesday), среда (Wednesday), четверг (Thursday), пятница (Friday) восходят к именам главных богов викингов:

  • Тюр — бог войны
  • Один — отец богов
  • Тор — бога молнии
  • Фригг — жены Одина, богини любви
Фригг, прядущая облака. Художник Джон Доуллман
Фригг, прядущая облака. Художник Джон Доуллман

Бог Один

Один был богом сражений и мёртвых, но он также покровительствовал поэзии, вдохновению и магии. Он восседал на высоком троне с двумя воронами — Замыслом и Памятью — по бокам, и они сообщали ему на ухо разные тайны, потому что он желал все знать.

Один отдал свой глаз за один глоток из колодца мудрости. Он провисел на мировом древе девять дней и девять ночей, пронзенный копьем. Достигнув пика смертных страданий, он получил руны (тайные знаки), которые викинги использовали и для письма, и для ворожбы. Эти руны дали ему великую власть.

Бог Один. Скандинавская мифология
Бог Один

Скандинавская мифология: ледяной великан Имир

Скандинавская мифология викингов повествует и о сотворении мира, и о его разрушении. Все это описано в легендах так, что сразу вспоминаются снежные просторы Скандинавии с ее горами и ледниками. В начале времен викинги представляли два мира — ледяной и огненный. Между ними пролегала Мировая Бездна — великая пустота. Из ледяного мира Нифльхейма потекли реки, полные отравы, которая заполняла Мировую Бездну. Когда они застыли льдом, из них выделился ядовитый иней, заполнивший Мировую Бездну. А из огненного мира Муспелльсхейма вырвались огненные искры и танцующие потоки воздуха.

Под влиянием тепла из Муспелльсхейма иней стал таять и превратился в великана. Это был Имир, отец «инеистых» (ледяных) и каменных великанов. Имир спал и во сне покрылся испариной. Из пота под его левой рукой возникли мужчина и женщина. Это были первые великаны — враги богов викингов.

По преданию, ледяной мир Нифльхейм существовал прежде появления земли. На севере из потока Хвергельмира вытекали отравленные реки. Изо льда этих рек и был сотворен первый великан Имир.

Миф о сотворении мира и происхождении людей в скандинавской мифологии

Скандинавская мифология происхождение богов и людей представляет следующим образом. Ледяные великаны жили у слияния четырех молочных рек. Реки текли из волшебной коровы Аудумлы, обитавшей в ледяном мире Нифльхейме. Из солёных камней, которые она лизала, возник первый бог викингов Бори. Бестла, одна из молодых женщин-великанов изо льда, влюбилась в Бори, и у них родилось три сына:

  • Один
  • Вили
  • Ве

ставшие богами викингов.

Скандинавская мифология. Убийство Имира. Лоренц Фрёлих
Убийство Имира. Лоренц Фрёлих

Однажды Один, Вили и Ве решили убить Имира. Из смертельных ран Имира вытекло столько крови, что все ледяные великаны утонули, кроме одной семьи, которая спаслась в лодке. Один с братьями затем создали срединную землю и мир людей:

  • тело Имира стало землей
  • кровь — морем
  • череп — небом
  • волосы — лесом

Они также создали первых мужчину и женщину из прибитых к морскому берегу стволов ясеня и вяза, которых они обнаружили на побережье.

Последние варвары и первый парламент

Боги викингов ведут свое происхождение от германских богов Северной Европы. Водан, или Вотан, и Тор, или Донар, в I веке считались главными богами германцев. Но богини викингов очень похожи и на датскую богиню плодородия Нертус. Варварские германские племена, такие, как

  • англы
  • саксы
  • франки
  • вандалы
  • вестготы

после падения Римской империи в 476 году начали создавать собственные королевства. Так формировались великие европейские государства, например англосаксонская Англия. Воинственные племена все больше отходили от старых верований и знакомились с христианством. Поэтому к VIII веку языческий культ Водана в Европе был окончательно вытеснен новой религией.

Фердинанд Лике. «Набег викингов», 1906 год
Фердинанд Лике. «Набег викингов», 1906 год

Однако на Крайнем Севере Европы старые верования продолжали сохраняться, и расцвет викингов в Скандинавии был, можно сказать, последним всплеском старого племенного духа, о чем и говорит вся скандинавская мифология.

Мифы викингов — не совсем религия. Чаще всего они повествуют о людях, которые получали от богов самое главное:

  • власть
  • силу
  • благополучие

Жертвоприношения богам могли обеспечить их добрую помощь в битвах, любви и просто в жизни. Богам молились в храмах или под открытым небом, в лесах, на холмах или в горах.

Викингов часто представляют жестокими и кровожадными, потому что их набеги из-за моря наводили на всех ужас. Но викинги были по преимуществу земледельцами. У них были разумные законы, предоставлявшие большие права женщинам, у них же появился и первый парламент — в Тингведлире в Исландии. Эта величественная страна находится на горном кряже в центре Атлантического океана, разделившего Северную Америку и Европу. Альтинг — парламент викингов — впервые был создан в Тингведлире в 930 г. Это было собрание свободных мужчин под открытым небом. Они встречались летом каждые две недели, чтобы создавать законы и решать судьбы своего народа.

Боги викингов: Ваны и Асы

Скандинавская мифология викингов делит богов на тех, которые являются покровителями мира и плодородия, и тех, кто связан исключительно с войной. Принято считать, что ваны, боги плодородия, появились раньше, а воинственные асы стали почитаться позднее.

Один из мифов повествует о войне между ванами и асами. Война заканчивается перемирием между богами, но при этом явными победителями выходят асы, к которым потом присоединились главные ваны. Это были бог моря Ньёрд и его дети Фрейр и Фрейя — боги мира, изобилия и плодородия.

Тор, сын Одина, один из главных асов. Художник Э. Дёплер.
Тор, сын Одина, один из главных асов. Художник Э. Дёплер.

Один, отец богов, был повелителем асов. Сотворив людей, бог Один женился на Фригг, и их детьми стали асы —

  • Тор
  • Тюр
  • Хеймдалль
  • Бальдр Прекрасный

Меньше известно об «асинях» — богинях-асах, хотя почитались они, по-видимому, не меньше богов.

Хитрый бог Локи

Но был один бог, меняющий облик, — Локи, плут, хитрец, который не принадлежал ни к асам, ни к ванам. Он был шутником, но его проказы постепенно становились все более злыми. Он подстроил смерть Бальдра и помешал ему вернуться к жизни. Богиня преисподней Хель не выпускала Бальдра, пока каждый не оплачет его, а Локи отказался принимать в этом участие.

Локи, бог хитрости и обмана

Происхождение Локи неясно, но в битве Рагнарёк он выступал на стороне великанов. У него родилось трое детей от великанши Ангрбоды:

  • мировой змей Ермунганд
  • богиня преисподней Хель с голубым лицом
  • волк Фенрир

Волка Фенрира боги сковали магической цепью, когда он вырос слишком сильным и перестал подчиняться им. Чтобы добиться доверия Фенрира, бог Тюр положил свою правую руку в пасть волка, но тот откусил ее. В последней битве Рагнарёк Фенрир убьет и Одина, и Тюра, а затем проглотит солнце.

Подарки Локи

Тор обожал свою прелестную жену Сив, у которой была копна золотых волос. Но однажды Локи, бог-хитрец, отрезал Сив волосы. Тор пришел в ярость! И тогда Локи обещал упросить карликов выковать ей новые волосы. Он отправился к карликам-цвергам, искусным кузнецам Брокку и Эйтри, и попросил их выковать несколько драгоценных вещей для богов.

Брокк сделал новые волосы Сив и копье, поражающее без промаха любую цель. Эйтри изготовил волшебный браслет, а также топор, разрубающий все, по чему он ударит, и тоже не знающий промаха.

Боги очень обрадовались подаркам. Один взял себе копье и браслет, а Тор — топор и новые волосы для Сив. Но когда карлики поняли, что им не заплатят за работу, они потребовали голову Локи. Локи согласился, но убедил их, что они могут отрезать ему голову, не касаясь щек, так что голову нельзя было отрубить.

И тогда Локи зашили рот, чтобы лишить его возможности говорить. Прошло много времени, прежде чем он сумел распороть свои губы.

Скандинавская мифология: устройство мира

Скандинавская мифология представляет устройство мира следующим образом. В центре вселенной находилось огромное мировое дерево — ясень — под названием Иггдрасиль. Он был основой мира, древом жизни и судьбы. У Иггдрасиля было три корня:

  • первый — Асгард, обитель богов (асов)
  • второй — Ётунхейм, страна великанов
  • третий — Нифльхейм, мир мрака и льда

Согласно скандинавской мифологии, Асгард соединялся со Срединной Землей — домом людей с помощью Бивреста, радуги.

Иггдрасиль — мировое дерево в германо-скандинавской мифологии. Иллюстрация из английского перевода Младшей Эдды, 1847 г.
Иггдрасиль — мировое дерево в германо-скандинавской мифологии. Иллюстрация из английского перевода Младшей Эдды, 1847 г.

Корни, страны, отдельные миры

Корни Иггдрасиля грыз злой дракон Нидхёгг. На вершине древа сидел орел Хресвельг (пожиратель трупов), озиравший весь мир. Когда он взмахивал крыльями, поднимался ветер. Под каждым из корней мирового древа находился родник.

  • Под Нифльхеймом бил отравленный родник, некогда заполнявший щель — пустоту между льдом и огнем в начале времен
  • Под корнем в Ётунхейме находился колодец мудрости
  • Под корнем в Асгарде располагался колодец судьбы, где жили три норны – Рок, Жизнь и Необходимость, которые отвечали за судьбы людей от рождения до смерти.

Эти норны ежедневно поливали древо чистой водой из колодца мудрости, чтобы поддерживать в нем жизненные соки. Вода падала на землю в виде росы, укрепляя и освежая мир.

Мировое древо Иггдрасиль, вечнозеленое, огромное, соединяло миры богов, великанов и людей. Игг, то есть ужасный, — это одно из имен Одина. Вечнозеленое дерево росло перед храмом Одина, Тора и Фрейра в шведском городе Упсала. На каждой ферме викингов также стояло свое дерево-покровитель.

Дни в Вальхалле, владениях Одина, проходили в смертельных битвах, но каждый вечер воины возвращались к жизни и потом ночью могли пировать и пить мед. Воины Вальхаллы — эйнхерии — покинут свое жилище, когда им предстоит сразиться в мифической последней битве Рагнарёк, где воины и боги будут бороться за власть в преисподней.

Иггдрасиль поддерживал царства богов, великанов и мертвых — так же, как в храмах богов крышу поддерживали толстые колонны из древесных стволов. В мифах викингов много говорится об этих царствах, гораздо больше, чем о Срединной Земле, где жили люди.

Валькирии

Женщины-валькирии выбирали души воинов, умерших на поле сражения, и провожали их в покои Одина — Вальхаллу. Норвежская поэзия называет имена отдельных валькирий, например Сигрдрив, которая полюбила смертного человека. Валькирии также прислуживали воинам на пирах в Вальхалле. Изображали валькирию и с кубком меда, вытекавшего из вымени козы Хейдрун, кормившейся на мировом древе.

«Валькирия», Эмиль Байяр
«Валькирия», Эмиль Байяр

Срединная Земля соединялась с Асгардом мостом-радугой, и люди иногда могли туда попасть. Одним из способов была смерть на поле брани. Викинги-воины, стоявшие в обществе выше земледельцев, надеялись стать избранниками валькирий. Валькирии — девы-духи (буквально означает «выбирающие мертвых») распределяли в битвах победы и смерть. Павших в бою воинов они уносили в Вальхаллу и прислуживали им. Там воины всегда были готовы к последней битве в конце существования мира.

Был и другой способ присоединиться к богам и избежать ужасов преисподней — умереть во время жертвоприношения. Этот путь был открыт не только мужчинам, но и женщинам.

Сумерки богов. Конунг Кнут и распространение христианства

В Х веке язычники-викинги носили на шее амулеты в виде топориков, чтобы обеспечить себе покровительство Тора. Эти топорики походили на кресты европейских христиан. В действительности серебряных дел мастера отливали в одной печи и топорики, и кресты. Во время переходного периода от язычества к христианству многие норвежцы уклонялись от окончательного выбора религии. Скандинавская мифология повествуют, что один викинг, Хёльги Тощий, однажды сказал, что «верит в Христа, но во время морского перехода и в других трудных случаях молится Тору».

Есть атрибуты с изображением Христа на кресте, а на реверсе (обратной стороне) — амулет викинга. Это говорит о двойной вере — и в Христа, и в языческих богов. В искусстве и поэзии страдания бога Одина на Иггдрасиле были приравнены к крестным мукам Иисуса. А Локи стали сравнивать с Дьяволом.

Конунг Кнут был великим королем викингов. Он являлся повелителем

  • Англии (с 1016 г.)
  • Дании (с 1018 г.)
  • Норвегии (с 1030 г.)
  • Южной Швеции

В 1035 г. он умер. Этот король способствовал распространению христианства на языческом севере, надеясь, что новая религия поможет объединению его земель.

Поражение богов

Викинги приняли христианство отчасти потому, что им нравилась идея вечного блаженства после земных страданий, а еще из-за торговых и политических интересов. Когда в 1016 голу датский конунг Кнут захватил Англию, он с радостью принял христианство, чтобы удержать новое королевство.

В Х-ХI веках в Норвегии было принято христианство. Парламент Исландии проголосовал за новую религию в 1000 году. Город Упсала в Швеции, где некогда находился храм Одина, Тора и Фрейра, к 1164 году управлялся христианским епископом.

Это было настоящее поражение языческих богов. К 1300 году боги викингов были окончательно вытеснены христианством. Только в народных верованиях и суевериях оставались отголоски прежних культов.

Но сами боги «были готовы» к такому обороту. В мифологии содержалось предание о последней битве Рагнарёк, в которой боги будут сражаться изо всех сил, но потерпят поражение. Было известно пророчество о Локи, который выведет толпы людей из преисподней и посадит их на корабли, сделанные из ногтей мертвецов, а волк Фенрир проглотит солнце.

Рагнарёк

Скандинавская мифология повествует о последней битве. В последней битве бог войны Тюр не сможет сражаться, потому что волк Фенрир откусил ему правую руку. Тор погибнет, пытаясь убить мирового змея Ёрмунганда. Локи и Хеймдалль убьют друг друга, и Фенрир сожрет Одина. Наконец, Сурт, охраняющий огненные ворота Муспелльсхейма с начала времен, ввергнет мир в пламя.

Рагнарёк (рисунок Йоханнеса Гертса)
Рагнарёк (рисунок Йоханнеса Гертса)

Затем родится новое солнце, и новая земля поднимется из пучины моря. К этой новой земле обратятся сыновья Одина Видар и Вали и сыновья Тора Моди и Магни — единственные оставшиеся в живых в этой битве. Их объединит Бальдр Прекрасный, который покинет наконец преисподнюю вместе со своим слепым братом Хёдом. Все вместе они будут стоять там, где прежде находился Асгард. В траве они найдут обломки золотых шахмат, в которые обычно играли асы, и станут оплакивать славные минувшие дни.

Миф о Рагнарёке описывает поражение богов. Когда настанет конец света, мировое древо Иггдрасиль укроет и спасет от гибели одного мужчину и одну женщину. Их имена — Лив и Ливтрасир, и от этой четы начнется новый людской род.

error: Content is protected !!