Сикхизм

Сикхизм был основан около 500 лет назад. Основатель этой религии – гуру Нанак. Слово «гуру» означает «учитель». Последователей сикхизма называют сикхами – то есть учениками. Сегодня в мире около 23 млн. сикхов. Большинство сторонников сикхизма живет в штате Пенджаб на северо-западе Индии — там, где зародилась эта религия.

История Пенджаба

В начале 11 века в Индию, где господствующей религией был индуизм, вторглись мусульманские народы моголов. Их основная часть прошла по плодородному сельскохозяйственному району — Пенджаб, и некоторые мусульмане осели там. Ко времени рождения гуру Нанака индуисты там жили бок о бок с мусульманами. Моголы захватили всю Северо-Западную Индию. Они удерживали власть над страной вплоть до 19 в., когда Индия перешла к Британии.

В 1947 г. Индия получила независимость. Чтобы удовлетворить требования мусульман, было образовано новое государство — Пакистан. Район Пенджаб был разделен между индуистской Индией и мусульманским Пакистаном. Сикхи и индуисты, оказавшиеся в Пакистане, были вынуждены эмигрировать. Многие из них отправились в Индию, но часть осела в США и Великобритании.

Гуру Нанак: зарождение новой религии

Нанак родился в 1469 г. в селении Талванди близ города Лахора в Пенджабе. Его родители были индуистами, но рос он в смешанной среде индуистов и мусульман. Когда ему было 30 лет, Нанак вдруг пропал и не появлялся дома три дня. Все решили, что он утонул. Но Нанак вернулся и произнес:

«По какой дороге я пойду, если она не индуизм и не ислам? Я пойду по дороге Бога».

Этим он хотел сказать, что суть всех религий одинакова. Он верил, что внешние различия между религиями не важны для Бога. Гуру Нанак верил, что Бог поведал ему новое учение, не связанное с индуизмом или исламом. По преданию, он ходил с проповедями и по мусульманским, и по индуистским святым местам.

Редкая фреска начала XIX века из Гурдвары Бабы Атала с изображением Гуру Нанака.
Гуру Нанак

Последние годы гуру провел в Картапуре в Пенджабе. Многие приходили к нему, чтобы получить новое знание. Так возникла община его последователей, или учеников, называемых сикхами. Одним из важных ритуалов общины была организация общей трапезы для бедных.

Нанак умер в 1539 г. По преданию, между его учениками возникли разногласия: индуисты — последователи гуру — хотели кремировать его тело по индуистскому обычаю, а мусульмане настаивали на его погребении. Когда настало время похорон, ученики обнаружили, что тело гуру исчезло, осталось только покрывало.

Сикхизм: вероучение

Сикхи верят в единого Бога и чтут его, ведя благочестивую жизнь и заботясь о других. Истинные последователи сикхизма встают с восходом солнца и начинают день с омовения и размышлений об учении гуру. Сикхи верят, что душа участвует в цикле рождений и смертей. Чтобы освободиться от этого цикла и соединиться с Богом, они ведут активную жизнь и трудятся на благо людей. Главное их дело — забота о других (сева), поэтому десятую часть своего годового дохода они отдают неимущим.

Учение Нанака

Главным в учении Нанака было представление о том, что все равны перед Богом. Он отвергал кастовую систему Индии, разделяющую людей на группы властителей и подчиненных. Нанак объяснял свое учение путем аллегорических рассказов. Мораль этих рассказов в том, что люди должны честно жить сами, не используя труд других. Придя в одно селение, Нанак отказался пообедать с богатым купцом. Вместо этого он разделил трапезу с бедняком Лало.

Богач был в гневе. Чтобы объяснить свое поведение, гуру пришел к нему в дом и взял со стола кусок хлеба. Он сжал в кулаке хлеб. К изумлению и ужасу богача, из хлеба закапала кровь. Затем Нанак попросил хлеб у Лало и выжал его. На этот раз из хлеба закапало молоко. Все вокруг были удивлены. Нанак объяснил, что Лало жил честно, несмотря на бедность. Богатство же купца было нажито на несчастьях других.

Преемники Нанака

Почувствовав приближение смерти, Нанак назначил своим преемником одного из учеников по имени Лехна и дал ему новое имя — Ангад, означающее «часть меня». Ангад разработал алфавит для языка панджаби, который назвали гурмукхи, что означает «из уст гуру». Почти 200 лет, поколение за поколением, один гуру сменял другого, и каждый из них просвещал и наставлял сикхов.

Гуру Нанак был потрясен жестокостью вторжения Бабура в Индию) и выступал против тирании могольского императора. Борьба против политической и социальной я несправедливости до сих пор занимает важное место в учении сикхов.

Сикхизм
Сикхизм

Сикхизм. Появление общины

Во время мусульманского господства в Индии сикхи претерпели ряд гонений. Пятый и девятый гуру погибли за веру. Десятый гуру Говинд Сингх основал новое сообщество — хальсу, в которое вошли самые преданные сикхи, готовые бороться против притеснений и при необходимости мечом защищать свою веру.

В 1699 году последователи Говинда Сингха были созваны на праздник в Анандпур. Собравшись там, они увидели гуру, стоящего перед большим шатром с обнаженным мечом. Товинд Сингх спросил, кто хочет умереть за веру. Из толпы вышел один человек, и гуру увел его в шатер. Из шатра донесся звук тяжелого удара и затем вышел Говинд Сингх с окровавленным мечом.

Далее в рассказе повествуется о том, что еще четыре человека один за другим выступали из толпы и заходили в шатер. Вскоре гуру вышел из шатра и вывел всех пятерых целыми и невредимыми. Затем он дал каждому испить амрит (нектар из смеси воды с сахаром) и окропил им их головы.

Повелев им надеть желтые одежды, Говинд Сингх объявил их Пяндж Пьяре («Пятью Возлюбленными»). Эти добровольцы стали первыми членами нового сообщества сикхов — хальсы. Сам гуру, чтобы подтвердить всеобщее равенство, тоже вступил в хальсу.

Вдохновленные его примером люди также прошли помазание и присоединились к новой общине. Многие сикхи, как мужчины, так и женщины, вступают в хальсу.

Священная книга сикхизма

Последний гуру, Говинд Сингх, не стал назначать преемника, полагая, что это нарушает правило равенства, проповедуемое им в хальсе. Вместо человека он провозгласил священную книгу новым и вечным гуру сикхов. Священная книга сикхов называется Ади Грантх. Гуру Говинд Сингх называл ее также Гуру Грантх Сахиб, чтобы подчеркнуть, что она имеет статус гуру-человека. К книге относятся с большим почтением, но она не является объектом культа.

Сикхизм. Священная книга Гуру Грантх Сахиб
Гуру Грантх Сахиб

В Ади Грантх собраны священные стихи и гимны, сочиненные разными гуру и излагающие основы их вероучения. Она также содержит священные тексты других религий, например ислама и индуизма, что нетипично для главных священных книг любых других религий, и показывает веротерпимость сикхов и их уважение к иноверцы.

Сикхские храмы

Храм сикхов называется гурдвара, что означает «вход гуру». Некоторые сикхи молятся дома, если у них там есть Гуру Грантх Сахиб. Гурдвары имеют важное значение в жизни сикхской общины. В храме есть комнаты для бесед и аудитории, где дети изучают основы веры и историю религии. Те из них, кто живет за пределами Пенджаба, в гурдварах учатся говорить на языке панджаби.

Многие гурдвары открыты днем и ночью для людей всех религий. Они предоставляют еду и пристанище для всех, кто в этом нуждается. В каждом храме есть трапезная, которая называется лангар. Сикхи не только устраивают трапезу для бедных, но и участвуют в ней. Каждый прихожанин дает продукты для нее или оплачивает их стоимость, а пищу готовят как мужчины, так и женщины. При этом подбирают вегетарианскую еду, чтобы последователи всех религий могли обедать за одним столом.

Хармандир-Сахиб или Дарбар Сахиб (также известен как Золотой Храм). Центральный храм сикхской религии в городе Амритсар (Пенджаб, Индия).
Хармандир-Сахиб или Дарбар Сахиб (также известен как Золотой Храм). Центральный храм сикхской религии в городе Амритсар (Пенджаб, Индия).

Сикхизм: символы и знамя сикхов

На гурдварах обычно развевается знамя сикхов, которое называется Нишан Сахиб. Оно представляет собой оранжевое полотнище с символом кханда (иногда можно встретить написание ханда) в центре. Древко флага тоже обернуто оранжевой тканью. Ткань флага и ткань вокруг древка можно менять на третий день праздника Вайсакхи. Сикхи относятся к знамени Нишан Сахиб с большим уважением, потому что оно олицетворяет единство сторонников их религии во всем мире.

Флаги сикхов в руках детей
  • Символ сикхизма называется кханда. Он олицетворяет главные принципы вероучения.
  • Бесконечный круг называется кхакра и обозначает верность и единство сикхов.
  • Скрещенные кинжалы напоминают сикхам об их обязанности защищать свою веру.
  • Обоюдоострый меч, кханда, олицетворяет божественную правду. Он дал название всему символу.
Сикхизм. Символ кханда
Символ сикхизма

Интересно, что оранжевый цвет имеет важное значение ещё в одной религии, которая также зародилась в своё время на полуострове Индостан. Это буддизм, который стал затем и мировой религией. Оранжевое одеяние носят монахи-буддисты.

Сикхи, держащие мечи кханда

Культ сикхов

Сикхизм не предусматривает особого праздничного дня недели, отведенного для богослужения, и прихожане могут посещать храм в любой день. Некоторые правила поведения в храме для людей, исповедующих сикхизм:

  1. Перед тем, как войти в молельню, всем следует покрыть голову, снять обувь и совершить омовение.
  2. В знак равенства все прихожане сидят на полу, однако мужчины и женщины – отдельно дуг от друга.
  3. В сикхизме нет священников. Читать священную книгу вести службу может любой сикх, будь то мужчина или женщина.
  4. Гуру Нанак полагал, что обряды в религии не обязательны, поэтому у сикхов нет твердых правил богослужения. Поклонение божеству выражается в чтении – катха Гуру Грантх Сахиб прихожанами и пении священных гимнов – киртан.
  5. Во время богослужения Ади Грантх лежит на ложе, возвышающемся над прихожанами в знак того, что книга имеет статус гуру-человека. Днем книга лежит под балдахином, а на ночь ее уносят в специальную комнату. Гуру Грантх Сахиб всегда переносят, поднимая над головой в знак уважения.
  6. В конце богослужения всегда читают Арду — простую молитву, состоящую из трех частей. В первой части упоминают Бога и всех гуру, во второй — Гуру Грантх Сахиб, а в последней просят о божественном благословении для общины.
  7. После молитвы готовят кара паршад, священное блюдо, которое разделяется между всеми прихожанами. Это сладкое кушанье, приготовленное из муки, сахара и масла, размешивают коротким мечом, который  называется кирпан. Его едят во время общей трапезы в лангаре.
Сикх читает Ади Грантх или Гуру Грантх Сахиб

Непрерывное чтение

В торжественные дни, знаменующие рождение, смерть или священные праздники, проводится непрерывное чтение всей книги Гуру Грантх Сахиб. Чтение длится 48 часов и называется аркханд патх. Этот обычай появился в 18 веке, когда небольшие общины сикхов, живя в изгнании, боролись за свою веру – сикхизм. В то время существовало лишь несколько копий священной книги, поэтому каждая община не переставала читать ее, перед тем как передать другой общине.

Когда читают Гуру Грантх Сахиб, ее обмахивают специальной метелочкой в знак уважения, а после того как чтение окончено, книгу заворачивают в г шёлковое покрывало.

Сикхизм. Мудрые изречения

Ниже приведены изречения гуру и отрывки из священной книги сикхов, отражающие суть учения.

Бог это рыба и рыбах, вода и сеть, поплавок сети и наживка в ней. Гуру Нанак

Нельзя гордиться своим рождением. Знай, что все мы родились от одной плоти. Гуру Нанак

Тот, кто возносит хвалу Ему и совершает благие дела, соединится с Ним. Гуру Амар Дас

Жизнь, лишенная любви, – это цветок, растущий в пустыне, где некому насладиться благоуханием. Гуру Грантх Сахиб

Что посеешь, то и пожнешь. Твое тело — результат твоих поступков. Гуру Арджан Дев

Женщина нас рождает, женщина нас зачинает. С женщиной мы обручаемся, на женщине женимся. Женщине мы помогаем, благодаря женщине сохраняются цивилизации. Когда женщина умирает, мы ищем другую. Женщина поддерживает порядок. Тогда почему мы считаем её ниже тех великих, кого она родила? Гуру Нанак

Бог един и вечен. Он находится во всем, на нем все зиждется. Он творец и находится в творении. В нам нет страха и вражды. Он вне времени, рождения и смерти. Мы знаем его благодаря божьи милости. Мул-мантра, где изложены основы вероучения сикхов и с которой начинается Гуру Грантх Сахиб

Сикхизм. «Пять «К»

Гуру Говинд Сингх ввел пять атрибутов, которые сикхи должны носить как олицетворение всеобщего братства. Название каждого из них на языке панджаби начинается с буквы «К», поэтому они называются «Пять «К». Многие сикхи, независимо от принадлежности к хальсе, носят эти атрибуты в знак принадлежности к сикхской общине. Чалма, с которой ассоциируется сикхизм, не входит в «Пять «К», хотя мужчины обычно носят ее, чтобы их длинные волосы оставались чистыми и опрятными. Мальчики иногда накрывают голову платком, называющимся патка.

Малый гребень (кангха), браслет (кара) и церемониальный кинжал (кирпан)
  1. Кеш – нестриженые волосы. Это знак покорности божественной воле и желания как можно меньше нарушать естественные законы природы.
  2. Кангха – деревянный гребень. Длинные волосы должны быть чистыми и опрятными. Сикхи носят гребень в волосах, которые нередко закрывают чалмой.
  3. Качера – белые шорты, которые носят под одеждой. Они не только служат символом скромности и чистоты, но и удобны для людей, готовых в любой момент взяться за оружие.
  4. Кафа – стальной браслет. Круг олицетворяет вечность, а сталь символизирует силу и чистоту. Она же напоминает, что сражаться следует только за веру.
  5. Кирпан – короткий кривой кинжал. Обозначает то, что сикхи должны бороться только за правду и защищать слабых и угнетённых. 

Рождение и наречение имени

Через несколько дней после рождения ребенка приносят в храм (гурдвару) для церемонии наречения имени (нам каран). В храме наугад открывают Гуру Грантх Сахиб, и ребенку дают имя, начинающееся с первой буквы первого слова на левой странице книги. Букву, а иногда и имя младенца, объявляют прихожанам и, естественно, его родителям, которые в этот день предоставляют все необходимое для кара паршад. Губы ребенка смачивают амритом (водой с сахаром) под пение священных гимнов и чтение молитв.

Обряд инициации в сикхизме

Все сикхи, достигшие 14 лет, должны решить, вступают ли они в хальсу. Если они решают стать её членами, то проходят обряд, который основан на подлинной церемонии посвящения «Пяти Возлюбленных» – амрит . Его совершают пять выдающихся членов общины олицетворяющие Пяндж Пьяре.

Дети сикхов

Вступив в хальсу, сикх получает ещё одно имя. Мужчинам дают имя Сингх (лев), а женщинам – Каур (царевна). Первоначально этим хотели подчеркнуть всеобщее равенство и выразить несогласие с кастовой системой Индии, где уже в имени содержится указание на общественное положение человека.

Сикхская свадьба

Обряд бракосочетания у сикхов называется карадж, что значит «ритуал блаженства». Обряд совершают в любом месте, куда приглашают гостей. Чтобы освятить обеты новобрачных, бракосочетание проводят в присутствии Гуру Грантх Сахиб.

Сам обряд очень простой. Жених дает обещание содержать жену, а невеста обещает исполнять свои новые обязанности. Новобрачные четыре раза обходят вокруг Гуру Грантх Сахиб, держа между собой платок. В это время остальные произносят молитвы и поют гимны.

Сикхская свадьба
Сикхская свадьба

Как и всякая сикхская служба, обряд заканчивается трапезой. Новобрачные вместе с семьей и друзьями вкушают кара паршад в лангаре.

Похороны

Смерть воспринимается людьми, исповедующими сикхизм, как естественный процесс в цепи перерождений. Они верят, что душа вновь вернется на землю, или, если человек вел праведную жизнь, соединится с Богом. Поэтому сикхи считают, что тело не нужно после
смерти, и сжигают или кремируют тела умерших.

В Индии чаще всего их сжигают на погребальных кострах, на Западе — в крематориях. Пепел, оставшийся после кремации, обычно рассеивают над ближайшей рекой. Сикхи не отмечают места захоронений (например, могильными плитами), потому что полагают, что это может побудить людей поклоняться мертвому телу. Во время самого погребального ритуала не плачут, так как верят, что умерло только тело, а не душа.

После похорон все взрослые члены семьи днем и ночью читают всю книгу Гуру Грантх Сахиб. Чтение длится более десяти дней. Когда прочитаны последние четыре части, траур заканчивается, и семья вкушает кара паршад.

Сикхизм. Десять гуру

Сикхизм: десять сикхских гуру
Редкая живопись в стиле Танджор конца XIX века. Изображены десять сикхских гуру

1. Нанах (1469-1539) – основатель сикхизма.

2. Ангад (1504-1552) – создатель алфавита гурмукхи для языка панджаби.

3. Амар Дас (1479 – 1574) боролся за всеобщее равенство.

4. Рам Дас (1534 – 1581) основал священный город Амритсаф.

5. Арджуна (1563 – 1606 ) построил Золотой Храм в Амритсафе. Он был первым сикхом, принявшим смерть за веру.

6. Хар Говинд (1595 – 1643) – первый гуру-воин, возглавивший боръьбу сикхов против власти моголов.

7. Хар Рай (16301661) распространил сикхизм в Пенджабе и по всей Индии.

8. Хар Кришан (1656 – 1664) – гуру-ребенок, сын Хар Рая, умер от оспы в возрасте восьми лет.

9. Тегх Вахадур (1621 – 1675) – принял мученическую смерть за попытку защитить индусов.

10. Говинд Сингх (1666 – 1708) основал общину сикхов — хальсу и назначил своим преемником книгу Ади Грантх.

error: Content is protected !!