Упокоение души и ее дальнейшая судьба на небесах зависит от строгого соблюдения всех поминальных обрядов в первые недели после смерти. Особое значение имеют определенные даты, «завязанные» на сакральном значении цифр, известном людям с глубочайшей древности.
Обычай поминать умерших на третий, девятый и сороковой дни после их смерти возник еще задолго до того, как сложилась христианская религия. Он существовал, в частности, у древних египтян. А то, что фигурировали числа 3, 9 и 40, объясняется магией чисел, представлением о существовании счастливых и несчастных цифр. Названные три числа были ходовыми в массе ритуалов, в том числе и в обрядах поминовения усопших еще в глубокой древности. Дошли они и до наших дней.
По православному вероучению требуется поминать умерших на третий день после кончины потому, что что первые два дня душа умершего все еще обретается на земле, но она освобождается на третий день: тогда Бог повелевает ей вознестись на небеса. Потому-то и следует поминать покойного, служить панихиду в этот ответственный день. Затем душе на шесть дней предоставляется возможность созерцать райские области и подготовиться к предстоящему суду, а на девятый день (сложим три и шесть) она вновь предстает перед Создателем. И опять нужно усиленно молиться за нее.
Затем ангелы сопровождают человеческую душу на экскурсию в адское пекло, где она созерцает страдания нераскаянных грешников. А на сороковой день душа в третий раз предстает перед Всевышним. Тут уже решается ее судьба: в рай она пойдет вместе со святыми или отправится в геенну огненную, которую лицезрела совсем недавно.
Церковные молитвы и панихиды имеют особый смысл именно в этот день, говорится в одном из церковных изданий о поминовении усопших. Они позволяют загладить грехи умершего и даже испросить ему место в раю.