Содержание
Кто такая Минерва
Минерва – древнеримская богиня. Входила в Капитолийскую триаду богов. То есть была наиболее почитаема, как и входившие также в триаду Юпитер – отец Минервы, и его жена богиня Юнона. Поначалу она считалась покровительницей ремесел и искусств.
Минерва и Афина
В III веке до н.э. в Риме активизировалась работа понтификов – членов коллегии верховных жрецов – по систематизации римского пантеона богов. Божеств было много, и потребность в регламентации религиозного культа, в описании каждого небесного покровителя – кто за что «отвечал» – для очень религиозных римлян была крайне важна.
Также при этом происходила и эллинизация. Минерву ассоциировали с древнегреческой богиней Афиной. Соответственно, она получила и дополнительные «опции». Минерва стала богиней мудрости и богиней войны.
И изображать Минерву стали, как и Афину – в доспехах, со щитом и копьем. Хотя она по легенде была рождена уже в доспехах, которые для защиты выковала её мать Метис, находясь в утробе у Юпитера, поглотившего свою пассию. Ещё на изображениях богини присутствовала сова – символ мудрости.
Место Минервы в пантеоне римских богов
Среди римских богов, таким образом, Минерва занимала исключительное место. Она была самой почитаемой наряду с её отцом, «самым главным» богом римлян Юпитером и его женой Юноной. Была наделена способностью «бросать молнии». Только сам Юпитер и его жена Юнона обладали такой способностью. И ещё Вулкан из всех богов мог это делать в силу своей, так сказать, профессиональной обязанности.
Своей защитницей в Древнем Риме её считали:
- писатели и поэты
- актеры
- врачи
- художники
- скульпторы
- музыканты
- учителя
Квинкватрии: праздники в честь Минервы
Девятнадцатого марта – этот день назывался «днем мастеров») – в Риме у храма Минервы на Авентинском холме начинались праздники, посвященные Минерве, — Квинкватрии. Они были особыми для учеников и учителей. Девятнадцатого марта ученики освобождались от занятий и вручали своим учителям плату за обучение, которая называлась по имени Минервы — минервалом.
В этот день нельзя было вести военные действия, а жертвоприношение могло быть только бескровным: богиню умилостивляли медом, маслом и лепешками. По всему Риму устраивались выступления чтецов, декламировавших стихи, поэтов, актеров.
Второй день праздника был отдан гладиаторским сражениям, ведь Минерва почиталась как богиня войны, требовавшая кровавых жертвоприношений.
В последний день квинкватрий происходило освящение труб, поскольку трубачи пользовались особым покровительством богини из-за своей важной роли в жизни города: они были непременными участниками всех торжеств — праздников, похоронных процессии, триумфов, а также служили в римском войске.