Содержание
Иудейские праздники
В течение года евреи отмечают много праздников, как и представители всех религий . В основном они имеют отношение к историческим событиям этого народа. Все даты определяются по еврейскому календарю. В обычной же жизни в ходу тот календарь, которым пользуются в стране проживания. Праздники начинают праздновать не с утра, а накануне вечером. Это происходит потому, что в иудаизме принято считать, что день заканчивается с закатом солнца.
Рош ха-Шана: еврейский Новый год
Его встречают не в январе, как в христианстве, и не весной, как в буддизме. Он празднуется в первый день месяца тишрей (в сентябре-октябре). Для всех евреев Новый год – это двухдневный праздник Рош ха-Шана. Считается, что в это день когда-то мир был сотворён создателем, и что в эти дни он призывает на суд каждого и решает, что будет с ним в следующем году.
Евреи едят сладкие блюда, например, медовый пирог, чтобы предстоящий год был «сладким».
Сразу в Новый год начинаются десять дней покаяния. Нужно молиться, каяться в грехах, а также пожертвовать на благотворительные нужды. Всё это дела богоугодные, они способствуют тому, чтобы Бог сделал наступающий год более удачным для всех.
Йом-Киппур: судный день
Через 10 дней после Рош ха-Шана – самый священный праздник в году, это Йом-Киппур (судный день). В течение всего этого дня в синагогах идут богослужения, включающие чтение Танаха и покаянные молитвы. В дни между двумя этими праздниками евреи просят прощения у людей, которых они, по их мнению, могли обидеть чем-то в уходящем году.
Главные иудейские праздники сопровождается разного рода запретами, дающими возможность лучше сосредоточиться на покаянии:
- Йом-Киппур – время строгого поста. Все взрослые евреи, кроме больных, весь день воздерживаются от пищи
- В это день евреям запрещено мыться и пользоваться парфюмерией
- Талмуд запрещает в день Йом-Киппура носить любые кожаные вещи, включая ремни и обувь
Еврейская Пасха
По-другому Пейсах, отмечается в месяце нисане (март-апрель) и посвящена памяти Исхода евреев из Египта. Евреи верят, что в ночь перед их выходом из Египта, по нему прошёл ангел смерти, посланный Богом и погубивший всех египетских первенцев. Евреям Бог велел пометить дверные косяки кровью ягнёнка, чтобы ангел смерти прошёл мимо них и не тронул их.
Пасхальная служба совершается в синагогах, но главное празднество устраивают дома. Накануне все стараются убраться дома как можно чище. А также унести из него дрожжевой хлеб. Это делают в память о том, что евреи покидали Египет в такой спешке, что тесто для хлеба не успело подняться.
В праздничный день устраивают особую трапезу (седер), каждое блюдо которой имеет символическое значение.
- Смесь из яблок, орехов, вина и корицы символизирует кирпичи и известь, из которых евреи строили дома в Египте
- Жареная нога ягнёнка напоминает о том, что случилось накануне Исхода.
- Горький хрен – о горечи египетского рабства
- Солёная вода – это слёзы евреев, пролитые в рабстве
- Петрушка олицетворяет весну, а яйцо – новую жизнь
- Пресный хлеб – маца – олицетворяет плоский хлеб, который евреи взяли с собой в ночь Исхода
Главной частью ритуала является вопрос, который должен задать самый младший член семьи: «Почему этот вечер не похож на другие?» В ответ из молитвенной книги Агада зачитывают историю Исхода евреев из Египта.
Шавуот и Суккот
Среди других важных иудейских праздников – Шавуот и Суккот.
- Шавуот – это празднование получения Моисеем Торы. Многие евреи всю ночь читают эту священную книгу.
- Суккот (Кущи) – в это день отдают дань памяти 40-летнему скитанию евреев по пустыне. Чествуют при этом и осенний урожай. Отмечая этот праздник, некоторые евреи могут пожить какое-то время (символически) в шалашах.
Ханука
Ещё один большой праздник, проводится в ноябре-декабре. Его отмечают целых восемь дней. Он посвящён новому освящению Иерусалимского храма в 164 году до нашей эры после повреждения и осквернения его греками. В каждом доме на специальном подсвечнике устанавливается девять свечей. Служебной свечой (шамаш) в каждый день праздника зажигают по одной свече: одну в первый вечер, две во второй, и так далее.
Рождение
На восьмой день после рождения младенцам мужского пола обрезают крайнюю плоть. Считается, что этот обряд – брит мила – своими корнями уходит во времена Авраама, которому Бога заповедал делать обрезание всем евреям в знак богоизбранности еврейского народа.
После обряда младенца благословляют, читают молитвы и делают глоток вина. Затем ребёнку дают имя. У евреев два имени, одно из которых повседневное, для обращения в быту, а другое – священное, нередко древнееврейское.
Девочек евреи приносят в синагогу в первую субботу после её рождения. Во время службы прихожанам возвещают её священное имя и благословляют её. Таким образом девочек обращают в иудейскую веру.
Совершеннолетие
По достижении 13 лет еврейский мальчик становится сыном заповедей, или бар мицва – то есть взрослым человеком, который должен отвечать за свои поступки и следовать заповедям Торы. Этот обряд происходит в синагоге.
Неортодоксальные евреи отмечают и совершеннолетие девочек в 12 лет, которые, в свою очередь, становятся бат мицва (дочерями заповедей).
Еврейская свадьба
Еврейскую свадьбу отмечают в синагоге, дома или под открытым небом. Многие предпочитают праздновать на улице в знак памяти о том, что именно под открытым небом Бог обещал Аврааму столько детей, сколько звёзд на небе. В разных направлениях иудаизма свадебные обряды могут различаться.
Свадебный обряд начинается с чтения брачного свидетельства (кетуба), который подчёркивает ответственность мужа за свою жену. Во время церемонии жених и невеста стоят под специальным балдахином (хупа) поддерживаемым четырьмя шестами.
Он символизирует дом, который молодожёны создают вместе. Раввин благословляет брак, и жених надевает невесте золотое обручальное кольцо.
Похороны
Услышав о смерти близкого человека, евреи изливают своё горе в слезах. Единственным утешением для них является то, что Бог разделяет их страдания.
Родственники и друзья зажигают особую свечу, которую затем помещают в стеклянный подсвечник и ставят рядом с умершим в знак уважения. Они остаются рядом с телом вплоть до погребения. Ортодоксальны евреи всегда хоронят умерших, а неортодоксальные иногда кремируют.
Первую неделю после смерти близкого в некоторых семьях не пьют вина и не едят мяса во все дни, кроме субботы. Иногда не ходят на работу и не слушают музыку. По традиции траур длится месяц, в течение которого траурные обряды постепенно теряют свою строгость.