Индуизм: одна из древнейших религий мира

Индуизм — правильное название сантана дхарма, а индуизм это европейское слово – как религия сформировался в первом тысячелетии н. э. в Индии. До сих пор это главная религия в стране, а также и в соседнем Непале. Переводится буквально так — «вечное учение» или же «вечный закон». Сегодня в мире свыше 750 млн. индуистов.

Индуизм как религия сформировался раньше, чем буддизм, христианство и ислам, но позже, чем иудаизм.

Как возник индуизм

Своими корнями индуизм уходит в так называемую протоиндийскую цивилизацию — древнейшую культуру, существовавшую в Индии с 3500 по 1500 г. до н. э. По мнению некоторых ученых, эта культура угасла приблизительно в то же время, когда в Индию пытались завоевать арии. Из взаимодействия религий протоиндийцев и ариев и возник индуизм. Сведения об ариях черпаются главным образом из собрания гимнов под названием Веды. О протоиндийской цивилизации известно из находок в древних индийских городах.

Индуизм не имеет основателя, религия создавалась медленно, на протяжении веков. Поэтому это очень «многоликая» религия. Индуизм кажется состоящим из множества частей, однако его сторонники видят за этим множеством одну неизменяемую и реальность, так называемую брахман. В культовых обрядах индуисты используют сложные узоры. Они привлекают внимание к центру, который символизирует брахман.

Холи (хинди होली), также известный как Пхагвах (или Бходжпури) и Фестиваль красок — ежегодный индуистский фестиваль весны
Холи (хинди होली), также известный как Пхагвах (или Бходжпури) и Фестиваль красок — ежегодный индуистский фестиваль весны

Брахман и душа

Обычно брахман — это неизменяемая первичная реальность, в которой, как полагают многие индуисты, существует вечно меняющийся, повседневный мир видимостей. По легенде, один мудрец объяснил своему сыну сущность брахмана, попросив его сначала положить соль в воду, а затем достать ее оттуда. Соль, конечно, растворилась, и сын не смог достать ее. Тогда отец сказал, что присутствие брахмана в мире подобно соли в воде — оно невидимо, но повсеместно.

Есть священный символ, который обозначает звук «Аум», или «Ом». У него много значений, и все они ведут к брахману.

Индуизм учит, что каждое живое существо наделено душой, называемой атман. Некоторые индуисты считают, что атман (индивидуальная душа) — часть брахмана (всеобщей души). Другие разделяют и противопоставляют атман и брахман.

Индуизм. Боги и богини

Индуизм – это многобожие. Есть сотни богов и богинь. Каждый бог или богиня наделены своими особенными свойствами. Индуисты могут чтить того или иного бога по собственному выбору. Многие верующие считают, что все божества — это на самом деле разные выражения одной и той же неизменной первичной реальности — брахмана.

Брахма и божественная триада Тримурти

Брахма, Вишну и Шива — это три «главных» бога, которые имеет индуизм. Они олицетворяют цикл созидания, хранения, разрушения и нового творения мира, который не имеет ни начала, ни конца и происходит вечно.

Брахму не следует смешивать с брахманом — брахма это творец, тот, кто создал всю Вселенную. Вишну «отвечает» в индуизме за сохранность созданного мира. Что касается Шивы — то он разрушает. Но Шива в то же время и освободитель, потому что только благодаря разрушению можно создать что-то новое. Вместе эти три божества образуют верховную триаду богов индуизма – Тримурти.

Тримурти (по порядку, слева направо: Брахма, Вишну, Шива. Скульптура из пещер Эллоры
Тримурти (по порядку, слева направо: Брахма, Вишну, Шива. Скульптура из пещер Эллоры

Вишну

Вишну, хранитель Вселенной, спускался на землю, принимая облик различных существ. Земные воплощения Вишну называются аватарами. Первой аватарой Вишну была Матсья (рыба), второй — Курма (черепаха). В седьмой и восьмой аватарах – Рама и Кришна — Вишну сошел на землю в облике человека. Десятая, и последняя, аватара Вишну еще не настала. Согласно мифам, в конце нынешнего исторического периода появится Вишну, сидя на белом коне (Калки), уничтожит нечестивых и восстановит дхарму (закон, правопорядок). Многие индуистские храмы украшены статуями богов и богинь.

Кришна

Кришна, пожалуй, одна из самых широко почитаемых аватар Вишну. Приверженцы культа Кришны сосредоточивают внимание на разных сторонах его личности. Одни рассказывают о невинности и очаровании Кришны-ребенка, другие — о его юношеских проделках и о его любви к пастушке Радхе, третьи восхищаются мудростью Кришны царя и воина. У Кришны кожа синего цвета (цвета дождевой тучи).

Статуя Кришны в храме Международного общества сознания Кришны в Маяпуре, Индия
Статуя Кришны в храме Международного общества сознания Кришны в Маяпуре, Индия

Шива

Шива, разрушитель или освободитель, нередко изображается в виде внушающей страх фигуры и спутанными волосами. Голову украшает полумесяц, а шею обвивает змея. В правой верхней руке Шива держит барабан, которым он отбивает ритм своего танца — танца освобождения и нового созидания. Вдобавок ко всему он трёхглазый. Третье око несёт большую смысловую нагрузку, оно символизирует мудрость.

Парвати, Дурга и Кали

С Шивой неразрывно связаны три богини. Парвати, прекрасная и кроткая жена Шивы, подходит сострадательной стороне его натуры. Свирепые и могущественные Дурга и особенно Кали соответствуют разрушительной стороне натуры Шивы. Дурга, «труднодоступная», своим мечом убивает демонов, а Кали — истребительница зла.

Храм Кали в Дакшинешваре (Калькутта, Индия).

Ганеша

Ганеша, сын Шивы и Парвати, — бог мудрости. Также он «руководит» устранением любых преград. Поэтому к нему часто обращаются, начиная новое дело, например готовясь к путешествию или к свадьбе. Один из мифов рассказывает, что Шива, охваченный приступом гнева, отрезал Ганеше голову и затем, чтобы утешить Парвати, приставил к его туловищу голову слона.

Мудрые высказывания

Вот несколько высказываний из индуистской религиозной литературы. После каждого из них указывается его автор или произведение, из которого оно взято.

 «От нереального веди меня к реальному, от тьмы веди меня к свету, от смерти веди меня к бессмертию». Брихадараньяка-упанищада

Истинного счастья сердце не может достигнуть, не отказавшись от понятий «я» и «мое». Тулсидас

Я вступил сейчас в стадию осознания, находясь в которой, я вижу, что Бог пребывает в каждом человеческом существе и проявляет Себя равным образом и в мудреце, и в грешнике: в мудреце — добродетельным, в грешнике — порочным. Поэтому, когда я встречаю разных людей, я говорю себе: «Бог в облике святого, Бог в облике грешника, Бог в облике праведника, Бог в облике нечестивца» . Рамакришна

У земли есть все для нужд каждого, но для жадности – ничего. Махатма Ганди

Бесконечный цикл

Индуисты верят, что все живы существа проживают не одну жизнь, а вовлечены в бесконечный цикл жизни, смерти и нового рождения. Этот цикл называется сансара. Сансара представляется тяжелой и бесцельной, и индуисты надеятся в конечном счёте освободиться от нее. Символ сансары колесо, называемое Колесом жизни. Вращает это колесо карма («деяние, жизни поступок»).

Карма — совокупность хороших и плохих поступков человека. Каждый поступок определяет судьбу настоящей и последующей жизни. Хорошие дела ведут к лучшей жизни при новом рождении, а плохие – к худшей. Индуисты верят, что результатом плохих дел может быть перерождение в облике животного или насекомого. В этом случае становится труднее преодолеть цепь земных существований и освободиться от сансары.

Освобождение

Освобождение от цикла перерождений и страданий называется мокша. Достигнут мокши люди могут, стремясь к мудрости. Майя же (то есть иллюзия) мешает им сделать это. О майя следующий рассказ: Одному человеку показалось, что он видит в углу своей комнаты свернувшуюся змею. Он бросился предупреждать окружающих, чтобы они не подходили, к ней. Если бы ом посмотрел на эту «змею» внимательнее, то увидел бы, что это всего лишь безобидная старая веревка. Глядя на окружающий мир, люди не замечают того, что действительно находится за его внешней оболочкой. Для многих индуистов единственная реальность это брахман, а всё остальное – иллюзии.

Священные книги

Все священные книги в индуизме, о которых рассказано ниже, написаны на санскрите. Это древнеиндийский язык. Время их написания точно не известно, но, по общему мнению, они возникли до н. э. и составлялись на протяжении нескольких веков. Несколько столетий Веды существовали в устном предании, прежде чем были записаны. Древнейшая и наиболее почитаемая из четырех Вед — Ригведа. В ней описывается множество событий, включая истории о мире божеств.

Манускрипт «Ригведы», одного из самых древних религиозных текстов в мире
Манускрипт «Ригведы», одного из самых древних религиозных текстов в мире
  • В эпосе Махабхарата более 100 000 стихов. Вероятно, это самая длинная поэма в мире. В ней рассказывается о долгой борьбе между двоюродными братья пандавами и кауравами, в которой победили пандавы.
  • Упанишады представляют собой философские рассуждения о брахмане н о способах достижения мокши.
  • Древнеиндийская эпическая поэма Рамаяна повествует о жизни Рамы и Ситы. Считается, что она была написана человеком по имени Валмики.

Общественное положение и ступени жизни

Священные книги индуизма содержат знания, как четыре древнейшие социальные группы Индии — варны могут добиться гармонии. В первую варну входят жрецы и духовные наставники – брахманы, или брамины. Ко второй варне принадлежат воины и правители, которых называют кшатрии. Третью варну составляют торговцы и земледельцы — вайшьи. Четвертую, низшую, варну образуют шудры — ремесленники и чернорабочие.

Варна включает сотни групп, называемых кастами (джати). В Индии человек принадлежит к одной из каст по рождению. Границы между кастами сейчас не такие жесткие, как были в прошлом. Но они до сих пор важны для индуистов, потому что определяют их место в обществе. Наверное, нигде больше религия и общество не имеют такой тесной связи, такого взаимопроникновения, как в индуизме.

Брахманы
Брахманы. 1913 год

Священные книги описывают также четыре ступени религиозной жизни – ашрама:

  • ученик
  • домохозяин
  • отшельник, оставивший семью и имущество и живущий в лесу
  • странствующий отшельник

Высшая духовная цель индуистов — достигнуть мокши и соединиться с брахманом. Каждая ступень – ашрама – это один шаг на пути к высшей цели, помогающий людям вырваться из плена земных привязанностей. В действительности это редко кому удаётся.

Дхарма

Индуисты стремятся жить согласно дхарме – правилу добродетельного поведения, которая управляет жизнью человека. Дхарма каждого человека определяется его положением в обществе, варной, и достигнутой ступенью духовной жизни, называемой ашрама.

Важные события в жизни

Важнейшие события в жизни человека у тех, кто поддерживает индуизм, отмечаются ритуальными церемониями, называемыми самскара. Они совершаются перед священным огнём. Всего этих ритуалов 16, причём три из них проводятся ещё до рождения ребёнка.

Рождение

После рождения – младенца купают. Затем, обмакнув в мёд золотое в перо, выводят им на языке ребенка священный знак «Аум», или «Ом». Через 10 дней ему дают имя, совершая ритуал — намакарана. В этот момент для ребенка составляется гороскоп — схема положения звезд и планет в момент его рождения. Гороскопом пользуются в дальнейшей жизни — например, при выборе лучшего дня проведения важных церемоний (совершеннолетия, свадьбы). Другие самскара совершаются в ознаменование важных событий в жизни ребенка: когда он впервые увидел солнце, когда в первый раз дали твердую пищу, впервые подстригли волосы и так далее.

Совершеннолетие

В возрасте от 8 до 12 лет мальчики проходят обряд упаньяна. Он знаменует достижение совершеннолетия и готовность к постижению основ индуизма. В прошлом эта церемония означала начало изучения священных книг на санскрите. Сейчас мальчики обычно учат лишь некоторые молитвы. Во время обряда жрец благословляет длинный хлопковый шнур, который затем кладет мальчику на левое плечо и протаскивает под правой рукой.  Затем завязывает. Этот шнур состоит из трех нитей, которые должны напоминать мальчику о его долге перед Богом, предками и духовным учителем. Три нити олицетворяют также индуистскую триаду — Брахму, Вишну и Шиву. Этот священный шнур человек носит всю жизнь.

Свадьба

Многие индуистские браки совершаются по договору между родителями. Брачная церемония может длиться до 12 дней и проводиться в любом месте. Детали церемонии могут быть разными, но некоторые ритуалы соблюдаются всеми. Жених и невеста совершают все обряды при помощи жреца. Они дают друг другу клятву верности перед священным огнем, олицетворяющим присутствие Божества. Красное сари невесты связывают с одеждой жениха в знак их союза. После этого жених брачующиеся должны обойти с молитвами священный огонь.

Молодожёны после обряда индуистской свадьбы в Непале.
Молодожёны после обряда индуистской свадьбы в Непале.

Невеста трижды наступает на точильный камень в знак того, что всегда будет верна мужу и его семье. Иногда новобрачные делают семь шагов вокруг огня. Каждый шаг символизирует одну из сторон их совместной жизни — богатство, детей, и так далее.

Смерть

Индуисты верят, что после смерти человека его душа «вселяется» в другое существо. Считается, что, умерев возле реки Ганг, человек может освободиться от новых перерождений и приблизиться к мокше. Река Ганг (в Индии) – святыня для исповедующих индуизм. Умирающему, который не в силах подойти к реке, дают выпить воду из Ганга.

Индуистский обряд кремации на погребальном костре в одном из основных святых мест паломничества — Варанаси
Индуистский обряд кремации на погребальном костре в одном из основных святых мест паломничества — Варанаси

Согласно индуистскому учению, после смерти в теле нет нужды. Поэтому мертвых сжигают или кремируют. В Индии тело умершего помещают на погребальный костер, и его старший сын зажигает огонь. Через три дня собирают пепел и рассеивают» его над рекой, желательно — над Гангом. Индуистов, живущих в других странах, кремируют не на костре, а в специальном учреждении — крематории. Их прах обычно посылают или отдают родственникам, которые рассеивают его над священными водами Ганга.

Культовые обряды

Ежедневные богопочитания — пуджи — совершаются в храме или дома. Для совершения пуджи дома собирается вся семья. Ритуал проводится перед домашним алтарем. Алтарь обычно, украшен изображениями и статуями божеств. Засветив лампаду, все члены семьи каждый день молятся перед ним. Каждый индуист может молиться любому божеству,  выбор которого определяется статусом семьи и личным пристрастием. Для многих индуистов поклонение разным божествам помогает сконцентрировать ум и, отвлекаясь от какого-то отдельного бога, подойти к познанию брахмана. Многие вещи на алтаре взывают к пяти чувствам человека:

  • зрению
  • слуху
  • обонянию
  • вкусу
  • осязанию

вовлекая тем самым в богослужение всего человека.

Йога

Многие индуисты стремятся достигнуть мокши при помощи боги и медитации. Йога предполагает предельную самодисциплину и выполнение сложных физических и умственных упражнений, что позволяет добиться контроля над телом и умом. Позы в йоге называются асанами. Есть разные системы йоги, например, раджа-йога, хатха-йога и другие. У каждой системы свой собственный подход к достижению власти над телом и умом. В индуизме есть и другое понимание термина «йога». Под ним понимают разные пути, по которым человек направляется к мокше и единению с брахманом. Об этих трех ступенях рассказано ниже.

Статуя Патанджали, автора основного текста Йога-сутры, медитирующего в позе лотоса.
Статуя Патанджали, автора основного текста Йога-сутры, медитирующего в позе лотоса.
  • Карма-йога – путь действия. Люди выполняют свою дхарму, усердно работая или помогая другим.
  • Бхакти-йога – путь посвящения, Он означает ревностное служение одному божеству, вознося ему молитвы и любовь.
  • Джанайога — путь познания. Джана означает «мудрость». Эта система подразумевает медитацию и размышление.

Храмы

Индуизм не диктует строгих правил посещения храмов. Многие туда ходят как в праздничные, так и в будние дни. Принимать участие в храмовых ритуалах можно по желанию. Большинство храмов посвящено одному богу или богине. У алтаря, в самой глубине храма, обычно находится статуя божества, называемая мурти. Во время моления индуисты обходят алтарь кругом по часовой стрелке. Они верят, что, глядя прямо в глаза мурти, они могут общаться с Божеством, просить его о чем-либо и получить духовное озарение. Такое созерцание статуи божества называется даршана.

Скальный храм Кайласанатха (Кайлаш) сверху
Скальный храм Кайласанатха (Кайлаш) сверху

В качестве приношения богам можно принести цветы и фрукты. В каждом храме есть жрец (брахман), который кладет приношения перед божеством для освящения, после чего возвращает их людям. Жрец также рисует на лбу прихожан знак божественного благословения, называемый тилака, используя для этого специальный красный порошок.

Индуисты считают храм земным домом богов и богинь. Многие храмы очень богато украшены.

Шри Сваминараян Мандир в Лондоне — крупнейший индуистский храм в Европе
Шри Сваминараян Мандир в Лондоне — крупнейший индуистский храм в Европе

Места паломничества

Ежегодно миллионы индуистов совершают паломничество (ятра) к святым местам. Оно не является обязательным, но многие совершают его, чувствуя, что это приближает их к мокше. Местом паломничества могут быть города, реки и горы, связанные с различными божествами или важными религиозными событиями. Индуисты считают храм земным домом богов и богинь. Многие храмы очень богато украшены.

Аллахабад в 2001 году во время проведения самого большого праздника в мире — Кумбха-мелы

Самым священным и значимым является великое торжество Кумбх Мела, проводящееся каждые 12 лет. Миллионы паломников стекаются в Город Аллахабад, стоящий на берегах Ганга, чтобы совершить омовение в реке. Они верят, что вода смоет их грехи. В 2001 г. в Кумбх Меле участвовало свыше 120 млн. человек. Это было самое большое собрание людей из всех, когда-либо бывших на планете.

error: Content is protected !!